happylife guide

 

Антон Семенович Макаренко: 5 принципов системы воспитания

Антон Семенович Макаренко был педагогом по призванию. Дело его жизни – воспитание детей, и разработанная им методика получила мировое признание. Он жил и созидал в начале прошлого века. За это время многое изменилось, но можно ли применять его принципы воспитания сегодня? Поговорим об этом подробнее.

Методика воспитания базируется на 5 основных принципах:

  • коллективная деятельность;
  • саморазвитие;
  • трудовая деятельность;
  • участие родителей;
  • дисциплина.

Коллективная деятельность

Воспитание в коллективе основа методики. Педагог-новатор учил работать и взаимодействовать в коллективе, разрешать возникшие конфликты, ставить цели и вместе, поэтапно к ним идти. Так ребенок учился жить в обществе, и уже с детства привыкал нести ответственность не только за себя, но и за других. Сегодня делается упор на развитие индивидуальности. К ребенку относятся, как к личности, с самого его рождения. Многие дети вырастают потребителями, а Макаренко учит их не только получать, но и давать взамен. В этом случае дети острее чувствуют свою социальную ответственность.

Саморазвитие

Антон Семенович Макаренко никогда не отменял решение, принятое детским коллективом. Не позволял он это делать и свои коллегам. Так, его воспитанники привыкали не только принимать решение, но и нести за это ответственность. Например, в каждой группе ровно на полгода выбирался старший, и эту должность ученик мог занимать лишь один раз. В результате, за весь период обучения каждый воспитанник мог побывать в роли руководителя. Такие дети вырастали сильными, волевыми, более приспособленными ко взрослой жизни.

Трудовая деятельность

Обучение и нравственное воспитание по мнению Макаренко, нельзя отделить от участия в производительном труде. Он занимался с детьми в 1920-е годы. В то время все работали, в его коммуне, дети работали по 4 часа в сутки. И это вновь была единая цель, к которой шли всем коллективом.

Участие родителей

В воспитании детей участие должны принимать не только учителя, но и родители. Макаренко был первым, кто заговорил о том, что родитель (равно, как и учитель) может вызывать критику или быть примером для подражания. Он должен быть внимательным и сосредоточенным, поскольку дети всегда чувствуют фальшь. И не должно быть шантажа, не нужно вспоминать давние ошибки, если хотите построить с ним доверительные отношения. Ребенок поймет, что такое доверие базируется на желании усилить контроль.

Дисциплина

Для Макаренко дисциплина была не столько методом воспитания, сколько результатом. Он стремился научить детей совершать правильные поступки не потому, что так надо, а потому, что они по-другому не могут. Он учи поступать правильно не только когда на тебя смотрят люди, но и когда тебя никто не видит. Это сложнее, но Антону Семеновичу это удавалось.

Итак, согласно методике Макаренко, неотделимы друг от друга трудовая деятельность, обучение и воспитание. Ребенок должен расти в коллективе, с детства понимать, что такое общее дело и идти вместе со всеми к единой цели. Подражать ему абсолютно во всем современные педагоги вряд ли смогут, слишком многое изменилось, но возьмите на вооружение разработанные им принципы воспитания. Помогите своим детям полюбить труд, адаптироваться к жизни в социуме, стать ответственными, смелыми и успешными.

Подпишитесь на рассылку наших лучших статей, комментируйте статьи и делитесь ими с подписчиками, а также вступайте в нашу группу Вконтакте, Facebook, Twitter!

Источник:http://happylifeguide.ru/post/anton-semenovich-makarenko-5-principov-sistemy-vospitaniya