Реле является устройством, широко применяемым в различных областях техники и электроники. Его принцип работы базируется на управлении электрическими сигналами для переключения контактов и управления электрическими цепями. В данной статье мы рассмотрим основные принципы работы реле, его устройство, применение и значимость в современных технологиях. С пониманием этого устройства можно более глубоко понять его роль в электронике и автоматизации, а также различные способы его использования для эффективного управления электрическими системами.
Когда вы впервые сталкиваетесь с инструкцией по установке сигнализации и обнаруживаете непонятные символы, такие как “НЗ”, “НР”, “НО” и “ОБЩИЙ”, это может вызвать замешательство, особенно если нет возможности задать вопросы. Со временем эта информация начинает казаться более понятной, но в начале может быть сложно понять смысл работы реле и значение этих символов.
Реле в автомобилях применяется преимущественно для управления электроприборами, потребляющими большой ток, с помощью слаботочных напряжений.
Например, у Вас есть какая-то лампочка, которая потребляет 10А и имеется слаботочный переключатель на 1А, если напрямую запустить лампочку через переключатель, у последнего от такой нагрузки оплавятся контакты, т.к. они не рассчитаны на такой ток. В этом случае применяется принцип работы реле, которое разгрузит выключатель, пропустив через себя ток 10А.
На рисунке 1 показана схема, как делать не стоит, на рисунке 2 кнопка управляет через реле лампочкой. На таком принципе основаны все подключения доп. оборудования. Исходя из выше описанного, принцип работы реле применяется в автомобиле повсеместно. Все крупные лампочки, все электроприборы работают через реле. Недаром в блоке предохранителей «натыкано» столько «релюх».
А теперь остановимся непосредственно на реле, которые применяются в авто. Автомобильные реле бывают трех типов:
- Нормально разомкнутые (отомкнутые) — НР реле или НО
- Нормально замкнутые НЗ
- Переключающие
Отсюда и сокращения пошли НР и НЗ.
Третий тип реле может заменить первые два, если у него будут НЗ и НР контакты, см. рис.
Рис. 3 Нормально замкнутое реле
Рис. 4 Нормально разомкнутое реле
Рис. 5 Переключающее реле
Своими словами – Нормально Замкнутый контакт соединен с общим контактом когда на реле не подается управляющее напряжение. А Нормально Разомкнутый контакт в этот момент не соединен с общим контактом. Отсюда и вытекает слово НОРМАЛЬНО – типа в случае бездействия реле.
Контакты на реле имеют стандартные обозначения.
Встречаются реле только с НЗ и общим контактом, применение у них очень мало, в основном это блокировка двигателя.
В большинстве своем используются переключающие реле и реле с НР контактом.
При установке сигнализаций практически всегда используется принцип работы реле с переключающимися контактами, чаще всего это блок управления Центральным Замком далее ЦЗ. Но это уже другая история.
В заключение можно отметить, что понимание принципов работы реле является важным аспектом для тех, кто занимается установкой и обслуживанием электронных систем, в том числе сигнализации в автомобилях. Начиная с изучения непонятных символов в инструкциях, мы постепенно углубляем свои знания и становимся более уверенными в своих навыках. Реле играет значительную роль в обеспечении безопасности и эффективной работы электрических устройств, поэтому освоение его работы является ключевым моментом для профессионального развития в данной области.