Это серия статей о том, как розничному магазину вне зависимости от размера смотреть на бизнес под разными углами, быстро оценивать ситуацию и искать возможности для быстрого роста и развития и достижения результатов.
Сегодня поговорим про физическое пространство магазина, его проектирование, как эффективно организовывать торговое пространство, чтобы по максимуму использовать имеющийся трафик.
«В чём, собственно, проблема?» – спросите вы.
Проблема заключается по большей части в том, что большинство магазинов, построенных ещё в советские времена, спроектированы по большей части под прилавочную торговлю, соответственно, в современном формате самообслуживания при проектировании торгового пространства и складских помещений у предпринимателей возникают определённые трудности.
Кроме того, при постройке с нуля торгового центра помещения часто делятся по принципу «раскройки» ткани, абсолютно не учитывая потребности будущих арендаторов. В результате получаем ситуацию, когда часть помещений магазина не просматривается и выручка выходит меньше ожидаемого.
Исправить ошибки первоначального проектирования сложно и дорого, так как существует специфика размещения холодильного и иного оборудования в пространстве магазина, и не всегда его можно просто взять и переставить в другое место. Множество факторов нужно предусмотреть ещё до открытия.
Подход к проектированию магазина начинается с понимания таких фундаментальных вещей, как прокладка коммуникаций, выстраивание и позиционирование магазина в общей цепочке, расстановка оборудования с учётом поведения покупателей.
Так, кассовый бокс играет важнейшую роль в магазине и порой от его размещения в кассовой зоне зависит очень многое: пропускная способность всей зоны, возможное скопление очередей, увеличение продаж посредством стимулирования импульсного спроса.
Недостаточно просто купить кассовый бокс и поставить его на своё усмотрение. Грамотно сформулированное техническое задание и размещение в соответствии с ним оборудования и торговых зон напрямую влияет на прибыльность магазина.
Как понять, что магазин спроектирован неверно?
Один из ярких маркеров – недостаток или избыток касс. Это хорошо прослеживается в час пик, сразу видно, насколько удобно или неудобно для покупателя организованы кассовые узлы.
Помимо этого, сигнализировать о неправильной проектировке помещения могут узкие проходы между стеллажами, отсутствие места для промо-выкладки, наличие так называемых «мёртвых зон», когда покупатель не проходит весь зал целиком. Однако стоит учитывать, что стиль совершения покупки в магазинах одежды, сантехники и продуктов сильно отличается, и принимать за основу поведение именно целевого потребителя.