Фрейд подход к внутриличностному конфликту

Фрейд подход к внутриличностному конфликту

Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психи­ческого мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, ин­тересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностя­ми являются:

• Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

• Специфичность форм протекания и проявления. Такой конф­ликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопро­вождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в не­вроз.

• Латентностъ. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939)

Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяю­щих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуаль­ный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (ин­стинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутрилично­стный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3. Фрейду, проявляется в амбива­лентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивален­тность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно ( Id ), «Я» ( Ego ) и Сверх-Я ( Super – Ego ).

Оно — это первичная, врожденная инстанция, изначально ирраци­ональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессо­знательных импульсах и реакциях.

«Я» — это разумная инстанция, основанная на принципе реально­сти. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

Сверх-Я — это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характе­ризующие внутриличностный конфликт.

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937)

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испы­тывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порож­дают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее актив­ность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961)

К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убе­дительных и широко используется как в теоретической, так и в практи­ческой психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, мо­жет проявляться в двух направлениях — экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так назы­ваемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интро­верт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональ-ный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстра-верт; интуитивный-интроверт.

Главным в типологии Юнга является направленность — экстра­версия или интроверсия. Именно она определяет личностную уста­новку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное — мир внут­ренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт. (

Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980)

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытал­ся преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул кон­цепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограничен­ности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутрилич­ностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (лю­бовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994)

Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосно­вал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом воз­растном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризис­ной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного пре­одоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Стадии психосоциального развития лич­ности по Э. Эриксону приводятся в табл. 8.1.

Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947)

Большую практическую ценность для выявления внутриличност­ных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов, представленная в табл. 8.2.

Кроме изложенных выше психологических концепций внутрилич­ностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Внутриличностные конфликты 187

Таблица 8.1 Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

Источник: magicspeedreading.com