Что такое творческое воображение определение

Творческое воображение – это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте. По мнению Н.Р. Ветрука, воображение – это психический процесс создания образа предмета либо ситуации посредством перестройки имеющихся представлений. Воображение является частью сознания личности, это один из познавательных процессов, который можно охарактеризовать высокой степенью наглядности и конкретности [4, с. 24].

Рассмотрим виды творческого воображения, которые выделяются в психологии.

В психологии выделяют несколько видов творческого воображения, среди которых основными являются пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение подчиняется желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные личностью потребности. Воображение выступает при этом в качестве замены деятельности, ее суррогатом, из-за чего человек отказывается от необходимости осуществлять какие-то действия [4, с. 25].

В данном виде воображения происходит нереальное, то есть мнимое личностью удовлетворение какой-либо потребности либо желания.

Активное воображение практически во всех случаях направлено на решение творческой либо личностной задачи. В активном воображении мечтательность и «беспочвенные» фантазии практически не присутствуют, так как активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение, пробуждается задачей и ею направляется, то есть оно определяется волевыми усилиями человека и поддается волевому контролю. Активное воображение заключает в себе следующие виды [7, с. 161]:

1. Воссоздающее воображение, которое является одним из видов активного воображения.

В случаях использования воссоздающего типа воображения происходит конструирование новых образов, представлений у человека в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений (к примеру, таких, как описание, рассказ), схем, чертежей, различного рода условных изображений (символов), знаков; имеет в основе создание тех либо других образов, которые полностью соответствуют описанию. Таким образом, человек наполняет исходный материал образами, которые у него уже есть.

2. Творческое воображение – это такой вид воображения, в процессе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, которые представляют определенную ценность для других людей либо общества в целом и которые воплощаются в достаточно конкретные оригинальные продукты деятельности.

Творческое воображение предусматривает самостоятельное создание образа, вещи, признака, которые не имеют аналогов.

Рассмотрим приемы творческого воображения.

Образы творческого воображения, как правило, создаются путем различных приемов в процессе осуществления интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения выделяют два типа такого рода интеллектуальных операций. Первый – операции, с помощью которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на базе которых перерабатывается уже готовая продукция [11, с. 135].

Один из первых психологов, который занимался изучением процессы творческого воображения, был Т. Рибо, выделивший две основные операции: диссоциацию и ассоциацию [19, с. 240].

Диссоциация является отрицательной и подготовительной операцией, в процессе которой раздробляется чувственно данный опыт. В итоге такой предварительной обработки опыта элементы его способны создавать новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация является первым этапом творческого воображения, этапом подготовки будущего материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для развития творческого воображения.

Ассоциация – это создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация – это начало новых сочетаний, новых образов. Помимо этого, выделяют и другие интеллектуальные операции, к примеру, способность мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством.

Творческое воображение – это творческий процесс. Г.Уоллесом выделено четыре стадии процесса творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка. Данная модель претерпела со временем только несущественные изменения. На современном этапе ведущими исследованиями творческого воображения являются исследования, проведенные Дж. Гилфордом и Э.П. Торренсоном [19, с. 245].

Дж. Гилфорд понимает под творческим воображением систему качественно различных факторов, располагающихся внутри общей схемы интеллекта. Дж. Гилфорд выделяет четыре основных фактора творческого воображения [19, с. 246]:

1. Оригинальность, под которой понимается способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы.

2. Семантическая гибкость, под которой понимается способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

3. Образная адаптивная гибкость, под которой понимается способность изменить форму стимула таким образом, чтобы появилась возможность увидеть в нем новые возможности;

4. Семантическая спонтанная гибкость, под которой понимается способность продуцировать новые идеи в достаточно ограниченной ситуации.

Проблемы творческого воображения широко разрабатывались и в отечественной психологии. На современном этапе исследователями ведется поиск интегративного показателя, который характеризует творческую личность. Данный показатель (критерий) определяется в качестве определенного сочетания интеллектуальных и мотивационных факторов либо же рассматривается в качестве непрерывного единства процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого воображения, в частности [3, с. 96].

Данное обстоятельство дает возможность говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение – это творческая деятельность воображения, находящаяся в непосредственной зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. По этой причине прошлый опыт представляет материал, из которого впоследствии создаются построения фантазии.

Главными составными элементами творческого воображения – это, как уже говорилось выше, являются диссоциация и ассоциация воспринятых человеком образов, впечатлений.

Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, и посредством этого дает возможность получать новые, порой неожиданные, результаты.

Процесс получения новых знаний связан с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. К примеру, дети дошкольного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Данный вид творческой деятельности дает возможность ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыться как личность. Потому что художественная деятельность выстраивается на активном воображении, творческом мышлении. Реализации данной функции творческого воображения позволяют ребенку взглянуть на мир по-новому.

Творческое воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка [4, с. 29]:

– построение образа конечного результата его деятельности;

– создание программы поведения в ситуации неопределенности;

– создание образов, которые способны заменить деятельность;

– создание образов описываемых объектов.

По мнению В.Н. Брушлинского, что творческое воображение яляется одной из форм мышления. Развитие творческого воображения, по мнению ученого, проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо» [3, с. 99].

Творческое воображение и фантазия свойственны каждому человеку, но в силу индивидуальных особенностей, все имеют отличия по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. Творческому воображению свойственно активность, действенность. Творческое воображение имеет непосредственную связь с интересами личности. Интерес определяется в качестве эмоционального проявления познавательной потребности, выражающийся в направленности человека на определенную деятельность, которая имеет определенное значение для личности. Началом формирования интереса выступает эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы играют большую роль в жизни человека, так как они способны проявляться в положительных эмоциях человека, чем вызывают чувство удовлетворения от практической деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, интерес способен активизировать состояние коры головного мозга. С целью развития творческого воображения у ребенка необходимо, прежде всего, формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру [5, с. 163].

Дошкольника, как правило, интересует буквально все. Проявление данного интереса имеет объективную целесообразность, так как именно интерес способствует расширению жизненного опыта ребенка, знакомит его с разными деятельностями, способен активизировать его различные способности. Несмотря на это, в действительности узнать, увидеть, «попробовать все» не всегда посильно ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Процесс, в котором протекает фантазия, способен обогатить опыт ребенка, ввести его в воображаемой форме в ситуации и сферы, которые он не встречает в реальной жизни. Посредством фантазий, ребенок способен попасть в такие ситуации и пробует такие виды деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны.

В более яркой форме фантазия сливается с интересом в игровой деятельности. По этой причине многие методики, которые направлены на развитие творческого воображения и интересов, основываются на принципе фантазирования в процессе осуществления игровой деятельности.

Таким образом, используя методические приемы, которые построены на воображении, можно в большей степени улучшить успехи ребенка в интересующих его видах деятельности.

Источник: studwood.ru