Социологическое мышление и воображение
Но социология представлена не только теориями. Её неотъемлемой чертой является социологическое воображение. Оно представляет не менее важный инструмент познания социального мира, интерпретации поведения людей.
Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс считал, что чтобы понять те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей и их поведение, социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить её методологические принципы. Необходимо ещё проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя кажутся естественными, не заслуживающими внимания вообще. И тогда привычное может приобрести совершенно иной смысл. Обыденные вещи могут предстать не тем, чем они всем кажутся. Но инакомыслие не является конечной целью ученого. Скорее с этого момента лишь начинается социологическое исследование. Но чтобы оно состоялось ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение.
В социологическом воображении сливаются воедино наука и искусство. Речь идет, прежде всего, об «искусстве не доверять» своему обычному видению мира, об особой функции разума на основе приобретенных знаний проникать в сущность окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани.
Социолог приводит следующий пример: «Одним из результатов изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных материалах, что является очень не простой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются… Суть дела заключается в следующем: социология – это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это».
Известный современный социолог П. Штомка понимает умение рассматривать общество под определенным углом зрения, которое включает пять компонентов:
(а) рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов и идентифицировать их;
(б) понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь;
(в) изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее;
(г) воспринимать общественную жизнь в ее динамике;
(д) признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни8.
Рассмотрим, к примеру, ныне часто встречающее – девушка-студентка курит сигарету. Проявим немного воображения и зададим лишь несколько возможных вопросов. Курит ли девушка только из желания собственно покурить или это может быть определенный символ? Символ, скажем, взрослости, самостоятельности, независимости. А может это символ свободы самовыражения? Типа: «Я сама». Или символ сексуальности, навеянный нынешними российскими рекламами табачных изделий? А может быть это просто символ того, что «я своя, я такая, как все»? Сегодня практически все мои друзья курят, и я не хочу быть негативным символом -«белой вороной».
Основой предмет изучения социологии – это общество, его структура, социальные процессы, взаимодействия и деятельность человека в обществе.
Источник: studwood.ru