Психология вербального воображения

Психология вербального воображения

Издательство: СОЛОН-ПРЕСС, 2018

Монография посвящена теоретико-методологическому исследованию феномена воображения как проблемы современной психологической науки. Научная новизна исследования заключается в разработке методологического подхода, сочетающего функционально-системный подход как общенаучную междисциплинарную методологию с метакогнитивным подходом, отражающим конкретно-научный уровень исследований в психологии.

Применение предложенного методологического подхода для анализа механизмов функционирования наименее изученной вербальной воображения позволило сделать вывод, что вербальное воображение в процессе конструирования вербальных образов является метакогнитивным процессом, выполняющим управляюще-интегрирующие функции.

Для преподавателей и студентов психологических факультетов, специалистов в области общей и метакогнитивной психологии, истории и методологии психологии.

Содержание

Теория психологии воображения

Глава 1. Воображение как психологический феномен 18

1.1. Понятие «воображение»: сравнительный анализ определений 18

1.2. Классификации видов воображения 28

1.3. Воображение в структуре психических процессов 31

1.3.1. Воображение и чувственное познание 31

1.3.2. Воображение и эмоции 34

1.3.4. Воображение и мышление 43

1.4. Воображение как психологическая основа творческого

Глава 2. Психология воображения: методологические проблемы 62

2.1. Проблема психологии воображения в работе В. Вундта

«Фантазия как основа искусства» 62

2.2. Проблема психологии творческого воображения в работе

Т. Рибо «Творческое воображение» 71

2.3. Проблема природы психологии воображения в работах

психологов ХХ—ХХІ веков 77

2.3.1. Трансформация взглядов С. Л. Рубинштейна на воображение 77

2.3.2. Проблема воображения в работе А. В. Брушлинского «Воображение и познание» 77

2.3.3. Л. М. Веккер: воображение как интегративная функция. 79

2.3.4. Анализ проблемы воображения в работе Ю. М. Швалба «Целеполагающее сознание. Психологические модели

и исследование» 80

2.3.5. Генезис воображения в концепции В. А. Скоробогатова. 83

Методологические основы исследования воображения личности

Глава 3. Системный подход как методология психологии 88

3.1. Понятие «методология» и ее функция в науке 88

3.2. Системный подход как методологический принцип 91

3.3. Проблема применения системного подхода в психологии 94

3.3.1. Концепция Б. Ф. Ломова. 99

3.3.2. Концепция В. С. Мерлина 100

3.3.3. Концепция В. А. Ганзена 101

3.3.4. Концепция В. Д. Шадрикова 102

3.3.5. Системный подход в экспериментально-генетическом методе С. Д. Максименко 104

Глава 4. Функционально-системный подход как

междисциплинарная методология в психологии 108

4.1. Функционально-системный подход как система.

Классификация системных понятий 108

4.1.1. Определение понятия «система» как проблема 108

4.1.2. Классификация систем на основе признака «происхождение» 112

4.1.3. Функциональность как основная характеристика системы 115

4.1.4. Основная функция искусственной системы 116

4.1.5. Анализ понятия «системообразующий фактор» 117

4.1.6. Структура авторского функционально-системного подхода как методологии 119

4.2. Возможности применения функционально-системного подхода

как междисциплинарной методологии в психологии 123

4.2.1. Развитие системного подхода как актуальная методологическая проблема психологии 123

4.2.2. Междисциплинарный подход к применению системной

методологии в психологии 126

4.2.3. Авторский функционально-системный подход: основные

понятия и структура. 130

4.3. Метакогнитивные процессы в контексте функционально-системного подхода 134

4.3.1. Метакогнитивные процессы в структуре управления познанием 134

4.3.2. Метасистемный подход и метакогнитивные процессы 140

4.3.3. Метакогнитивные процессы как «идеальные» системы

по управлению познавательными процессами 143

Вербальное воображение в контексте функционально-системного и метакогнитивного подходов

Глава 5. Вербальное воображение как предмет психологического исследования 148

5.1. Образ как универсальная междисциплинарная категория 148

5.2. Вербальный образ как психологическая категория 151

5.2.1. Характеристика и классификация психических образов 151

5.2.2. Соотношение концептов «образ» и «понятие» 154

5.2.3. Феномен вербального образа 155

5.3. Мыслительные приемы и способы, применяемые при конструировании вербального образа 157

5.4. Система «текст» как форма существования вербального

5.5. Критерии оценки уровня развития вербального воображения

при решении имажинативных задач 167

5.6. Вербальное воображение как метакогнитивный процесс в контексте функционально-системного подхода 173

5.6.1. Механизмы функционирования вербального воображения

при решении имажинативных задач 173

5.6.2. Вербальное воображение как метасистема 177

Глава 6. Метафора как феномен вербального воображения 181

6.1. Метафора как языковая конструкция 181

6.1.1 Определение метафоры 182

6.1.2. Структура метафоры в теориях лингвистики 184

6.2. Метафора как объект исследования психологии 189

6.2.1. Функции метафоры и их психологическое содержание 190

6.2.2. Метафора как вербализованный образ 200

6.2.3. Механизмы конструирования метафоры 216

6.2.3.3. Алгоритм конструирования метафоры 225

Глава 7. Поэтическое воображение 227

7.1. От поэтического текста — к поэтическому воображению 227

7.2. Функция вербального воображения при конструировании поэтического образа 240

7.3. Генезис поэтического воображения на основе анализа

материалов исторической поэтики (в контексте законов

развития искусственных систем) 246

Приложение. Тематический словарь основных понятий 267

Источник: www.solon-press.ru