Теория внутриличностного конфликта хорни

Центральным понятием теоретической системы немецко-американского психоаналитика Карен Хорни (1885–1952) является понятие “базальной тревоги”. Младенец, выходя из чрева матери, начинает чувствовать себя неуютно и переживает чувство беспокойства. Оно окрашивает и всю его дальнейшую жизнь. С первых секунд существования человек начинает ощущать враждебность мира. Тревога вызывает стремление к безопасности. Противоположной потребностью человека является стремление к удовлетворению своих желаний. Эти тенденции часто противоречат друг другу и тогда возникает внутренний конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные стратегии поведения. Хорни выделила три таких стратегии и соответствующие им типы личности (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Стратегии поведения и типы личности по К. Хорни

Стремление к людям

Стремление отдалиться от людей, стремление к независимости

Стремление действовать против людей

Разница между здоровым человеком и страдающим неврозом, сводится лишь к тому, что “. противоречие между конфликтующими тенденциями у здорового значительно меньше, чем у невротика”. По мнению Хорни, у здорового человека под влиянием временных внешних обстоятельств возникают ситуационные неврозы.

Хорни не считает, что конфликт заложен в самой природе человека изначально, а исходит из того, что неврозы вызываются культурными факторами: “Особые трудности, с которыми сталкивается индивид в нашей культуре, можно резюмировать следующим образом: для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется скромность, бескорыстие и даже самопожертвование. В то время как ситуация соперничества со своими враждебными тенденциями создает и увеличивает потребность в безопасности, возможности достижения этой безопасности в человеческих отношениях – в любви, дружбе, социальных контактах – уменьшаются”.

Немецкий психолог Эрик Фромм (1900–1980), так же как и К. Хорни, видел причины возникновения внутреннего конфликта в капиталистическом устройстве общества, с его всеобщей конкуренцией и отчуждением, пронизывающими все сферы и уровни развитого капитализма. Фромм подчеркивает двойственную природу человека. С одной стороны, он стремится к независимости, а с другой – хочет избежать этой независимости, так как она приведет к отчуждению. Научно-техническая революция и технический прогресс, урбанизация способствуют и отчуждению людей друг от друга. Конкуренция, борьба за власть, престиж и статус противопоставляют человека человеку и обществу в целом. Эти отношения проникают в семью, разрушая ее изнутри.

Человек в условиях рыночной экономики вынужден действовать по принципу маркетинга: главное состоит в умении “подать себя” и подороже продать, важно, чтобы на тебя был спрос, и не важно, кто ты есть на самом деле по своей сущности. Личность при этом раздваивается, утрачивает самоидентичность. У здоровой, зрелой, творческой личности чувство самоидентичности возникает в результате понимания того, что человек сам источник своих сил и своей судьбы: “Я есть то, что я делаю”. Однако при рыночных отношениях человек рассматривает свои возможности и способности как товар, отчужденный от него. Личность и ее способности и силы более не составляют единого целого: “Я таков, каким вы хотите меня видеть”. Этот разрыв между ощущением своих истинных способностей и возможностей, с одной стороны, и необходимостью соответствовать требованиям рынка, с другой, и лежит в основе внутриличностного конфликта, конфликта между сущностью и существованием личности.

Наиболее резко этот процесс самоотчуждения и разрушения личности в нашей стране проявился в связи с развитием рыночных отношений. Стремление к богатству и власти любой ценой нередко заставляет людей поступаться своими принципами. Человек перестает принимать во внимание других людей, старается заглушить голос собственной совести и в результате теряет себя, отчуждается от своей сущности. Внутренний конфликт нередко возникает между стремлением иметь как можно больше и возможностью при этом уважать себя за свои человеческие качества.

Дальнейшее развитие представлений о внутриличностном конфликте мы можем найти в гуманистической психологии. Одним из лидеров этого направления является Карл Роджерс (1902–1987). Основным компонентом структуры личности, по его мнению, является “Я-концепция” – представление личности о самой себе, формирующееся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. Формирование “Я-концепции” не проходит без конфликта. Человек стоит перед дилеммой: принять оценку других или остаться при своей. Иными словами – обесценить либо себя, либо других. В процессе социализации ребенок отказывается от индивидуального оценочного механизма и подчиняет свое поведение системе оценок окружающих, чтобы не потерять их любовь. Он учится недоверчиво относиться к собственным ощущениям и желаниям, перенося источник оценок на других людей. Роджерс считает, что таким образом многие люди получают ценностные образы, зачастую крайне противоречивые, так как порождаются они огромным количеством источников. Присваивая эти ценности, не вникая в свои внутренние ощущения и реакции на эти образы, человек уходит все дальше от истинной самооценки. Именно это противоречие между осознанными, но ложными оценками и оценочным механизмом на неосознанном внутреннем уровне характеризует незрелую личность, страдающую от невозможности самоактуализации. При жесткой структуре “Я” не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при своем осознании либо подвергается искажению, либо вовсе отрицается. Преодолеть этот внутренний конфликт может помочь предложенная Роджерсом психотерапия, “центрированная на клиенте”, цель которой – так перестроить структуру “Я” личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту.

Итак, у Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности определяется врожденной тенденцией, социальная среда играет лишь роль внешнего, чуждого природе человека фактора давления. Внутренние конфликты, согласно его теории, никак не отражают объективные трудности, с которыми сталкивается личность, реально действуя в своей социальной среде.

Теория самоактуализации по А. Маслоу

Согласно концепции одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908–1968), мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей, а именно:

• потребность в безопасности;

• потребность в любви;

• потребность в уважении;

• потребность в самоактуализации.

Самая высшая из них – потребность в самоактуализации, т.с. в реализации возможностей, способностей и талантов человека. Однако человеку не всегда удается быть тем, кем он мог бы стать. Это несоответствие между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и составляет основу внутреннего конфликта.

Источник: studme.org