Воображариум: святые отцы о виртуальной реальности
Поговорим о виртуализации общества. Виртуальный, значит воображаемый, а воображение — сфера деятельности духов злобы. Святой Никодим Святогорец так описывал этот феномен: «Диавол очень тесно расположен и близок к воображению. Он, будучи духом в отсутствии формы и образа, полюбил формы и воображение. Вообразил, что мог бы воздвигнуть себе трон над небом и стать, как Бог. Через воображение он обольстил Адама, который ранее не обладал вообразительным свойством».
Автор виртуальной реальности
Диавол – дословно переводится с греческого как «клеветник», а клевета – это намеренное создание некой ложной реальности. Значит, сатана – первый изобретатель ложной, виртуальной реальности. «Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира, – отмечает иеромонах Анатолий (Берестов), – но когда в сознании человека эти ложные миры станут действительными, человек просто не сможет справиться с их разделением, и легко сможет произойти раздвоение личности или даже деперсонализация. В любом случае, мы должны помнить о той большой угрозе человечеству, которую несут ему технологии мира виртуальных, то есть ложных реальностей. А ведь отец лжи – дьявол».
Виртуальная реальность грозит заменить для человека реальность настоящую. Человек предпочтет жить в той «реальности», где он будет чувствовать себя хозяином положения. По сути, это выбор небытия, как у падших ангелов. Английский историк Элейн Шоуолтер в связи с ожидаемым неслыханным развитием технологий виртуальной реальности предполагает, что будущие поколения станут жертвами «новых параной, новых истерий, новых болезней, поражающих прежде всего воображение».
Свято место пусто
Самое страшное, что виртуальной реальностью падшие духи стремятся совершенно вытеснить из жизни человечества реальность духовную. Они хотят, чтобы обезличенные, напрочь лишенные богоданной свободы люди, принимая те образы, которые им навяжет система — находились в «бассейне» виртуальной реальности, полностью забыв о Боге, о реальной действительности и духовном мире.
Ведь для духовного человека духовный мир обладает большей реальностью, чем мир вещей, а человеку плотскому духовный мир представляется как мир призраков, пустых фантазий и иллюзий. Чтобы увидеть духовный мир и правильно общаться с ним, нужна нравственная работа над собой, а для того, чтобы погрузиться в демонический мир ложно-виртуальной реальности современному человеку достаточно нажать кнопку или клавишу. Виртуальной реальностью человек пытается заполнить духовную пустоту в своей душе.
Канал падших духов
Воздействие экрана направлено преимущественно на мечтательную способность, на сферу воображения, которую святые отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. Ведь и греховные помыслы, и мечтания, приходящие к нам от диавола, это тоже ложная, виртуальная реальность. И православное христианство предупреждает об опасности мечтательности.
Вот, например, предостережения из жизнеописания «Старец Силуан Афонский»: «Мир человеческой воли и воображения – это мир «призраков» истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение – есть проводник демонической энергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видоизменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком, или внушенный демонами, и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, созданного по образу и по подобию Божию».
Виртуальные животные
Опыт православных подвижников свидетельствует, что борьба с воображением занимает одно из главных мест в духовной брани. В книге святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в частности, читаем: «Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом… Человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной, равноангельской, чистой, разумной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных. Ибо быть погружену в образы или жить в них и под влиянием их, есть свойство неразумных животных, а не существ разумных…».
Здесь очень важно заметить, что состояние погруженности в мечтательные образы святой Никодим Святогорец называет состоянием неразумных (то есть лишенных ума, духа) животных. В это состояние звериности впал сатана, увлек за собой часть ангелов, а затем он ввел в это состояние и наших прародителей – Адама и Еву. И сейчас он же еще глубже вводит людей в это состояние.
В плену зрения
Примечательно, что диавол у святых отцов называется «живописцем», «змием многовидным», «фантазером» и другими подобными именами. И сфера воображения в святоотеческом предании называется мостом, через который падшие духи проходят в душу, смешиваются с ней и делают ее жилищем злых помыслов и всяких нечистых страстей, как душевных, так и телесных».
«Будучи отец лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», – указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его».
Виртуальная реальность и есть обман более всего чувства зрения. «Не сообразят человеки, – писал святитель Игнатий, – что чудеса его (антихриста) не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием пустого, глупого эффекта».
Контакт с виртуальным жителем
Яркой иллюстрацией этого послужит история, рассказанная Изяславом Адливанкиным, психологом, заведующим Миссионерским отделом Душепопечительского православного центра им. святого праведного Иоанна Кронштадтского:
«Хочу вспомнить одного мальчика, которого к нам в центр привезли из Новосибирска. Все в доме уже было украдено, все свое время он посвящал компьютерным играм. Его единственной задачей в жизни было украсть где-нибудь деньги и отнести их в компьютерный клуб. Вот что рассказал этот подросток. Сперва он играл в компьютер по пять часов в день, потом по шесть, по десять. А потом вообще перестал спать и играл постоянно. Заходил в салон и, пока деньги не кончались, не трогался с места.
Мог провести так двадцать часов, целые сутки. Не спал, не ел. И в какой-то момент произошла удивительная вещь: компьютер вдруг превратился для него в некую отвратительную тварь, оттуда высунулись руки, схватили его и втянули вовнутрь. Мальчик описывал это так подлинно, что у нас не возникло сомнений: он увидел разверзшееся перед ним страшное духовное пространство. Хотя ребенка это ужаснуло, играть он не прекратил. Видение повторялось несколько раз, и в конце концов он приехал к нам, не имея сил самостоятельно отойти от компьютерных игр, но уже понимая, насколько это губительно.
Мальчик не был психически болен, врачи пришли к выводу, что никакой психиатрии там не было. И потом, это не единичный случай подобных рассказов. Да что тут такого невероятного, с христианской точки зрения? Мы же знаем, что в духовном мире действуют разумные духовные же силы. Тесное общение с техногенной системой, напичканной негативной информацией, столь утончило его психическое и духовное восприятие, что у неких «жителей» компьютерного мира (о природе которых мы можем судить по «этике» компьютерных игр) появилась возможность ему «открыться»».
Зависший архимандрит
Но проблемы в этой сфере ощущают не только люди далекие от Церкви, но и монашествующие. С одним афонским монахом произошел такой случай. В монастырь, где он подвизается, подарили компьютерную технику. Будучи делателем Иисусовой молитвы, он на следующий день после работы на компьютере, поделился, что во время работы у него не шла молитва. Более того, до сих пор у него сухая молитва. Он был духовно истощен.
Другой случай произошел с абхазским пустынником. Пожив в горах под руководством духовника, часто причащаясь, однажды, он спустился по делам в Сухуми. Поскольку ему нужно было найти какую-то информацию в интернете, он пошел в интернет-клуб. Во время непродолжительной работы на компьютере испытал мощный духовный удар, от которого начал терять сознание.
Также афонский схиигумен рассказывал о своем духовном чаде, архимандрите, который, начав писать на компьютере богословскую диссертацию, «завис» в виртуальном мире.
Архиерейские проблемы
В православных медико-социальных центрах реабилитации много случаев полного излечения от наркозависимости, а также возвращения в Православие из различных сект, в том числе откровенно сатанинских. Но нет ни одного случая полного освобождения от виртуальной зависимости.
Эту проблему начали поднимать и архиереи нашей Церкви. Так, в сентябре 2015 года, на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», проходившей в Москве, архиепископом Берлинским и Германским Марком был зачитан доклад «Современные технологии и отречение от мира: их соотношение в условиях монастыря».
Источник: www.pravoslavie.ru