Виды внутриличностных конфликтов
Конфликт, а внутриличностный особенно, сложное явление, трудно поддающееся классификации. Наиболее простая типология исходит из природы противоречий, лежащих в основе таких конфликтов. В этом случае внутриличностные конфликты можно разделить на две группы. Во-первых, это конфликт как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека. Во-вторых, это конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде. В первом случае речь идет о моральных и адаптационных конфликтах, во втором – о мотивационных и конфликтах неадекватной самооценки.
Имеются и другие основания для выделения видов внутриличностных конфликтов. Так, в учебнике под редакцией проф. В. Ратникова приводятся три типа внутриличностных (психологических) конфликтов, которые предложили зарубежные исследователи М.-А. Робер и Ф. Тильман. Первый тип внутриличностного конфликта представляет собой конфликт потребностей. Потребности человека могут противостоять друг другу и побуждать его к различным действиям. Человек одновременно может желать противоречивых вещей, а это мешает действовать. Так возникает конфликт потребностей. Второй тип внутриличностного конфликта – конфликт между потребностью и социальной нормой. Сильная потребность сталкивается с принудительным императивом (просьбой, приказом, советом). Независимо от выбора ситуация становится конфликтной. Примеры таких внутриличностных конфликтов раскрыты З. Фрейдом. Согласно его концепции внутриличностный конфликт – это противоречие между Оно и Сверх-Я, где первое – сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению, а второе – моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью. И третий тип внутриличностного конфликта в данной классификации – это конфликт социальных норм. Такого рода конфликт возникает тогда, когда человек начинает испытывать равнозначное давление двух противоположных социальных норм.
Еще одна классификация внутриличностных конфликтов предложена известными отечественными конфликтологами А. Анцуповым и А. Шипиловым, которые использовали для этого язык переживания человеком трудной для него ситуации. Данная классификация опирается на теорию описания психики человека, разработанную З. Фрейдом.
А. Шипилов выделил три основные структуры внутреннего мира личности, которые могут вступать в конфликт: мотивы, ценности и самооценку. Мотивыотражают стремления личности различного уровня – это потребности, интересы, желания и т.п. Мотивы выражаются понятием «хочу». Ценности, воплощая в себе общественные нормы, выступают как эталоны должного. Это ценности, принятые личностью, и те ценности, которые не принимаются. Однако в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Такие ценности выражаются понятием «надо». Третья структура – самооценка – оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка определяется как самоценность себя для себя. Она является выражением уровня притязания личности. Самооценка выражается понятиями «могу» или «не могу».
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.
1. Конфликт между «хочу» и «хочу» – мотивационный конфликт – столкновение мотивов, бессознательных стремлений. Сюда следует отнести концепции З. Фрейда, К. Хорни, К. Левина.
2. Конфликт между «хочу» и «надо» – нравственный конфликт – столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему. Нравственный конфликт часто называют моральным или нормативным конфликтом.
3. Конфликт между «хочу» и «могу» – конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности– столкновение между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями. Этот конфликт иногда трактуют как конфликт между позицией «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникать в результате физической невозможности человека осуществить это стремление.
4. Конфликт между «надо» и «надо» – ролевой конфликт, в котором выделяют: внутриролевой, как различное понимание личностью себя и своей роли, и межролевой, как невозможность соединять несколько ролей одним человеком. Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости/несовместимости различных ожиданий; уровнем жесткости, с которой предъявляются эти требования; личностными характеристиками самого индивида, его отношением к ролевым ожиданиям.
5. Конфликт между «надо» и «могу» – адаптационный конфликт – нарушение равновесия между человеком и окружающей средой или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как конфликт, возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой. В узком смысле – как конфликт, возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации.
6. Конфликт между «могу» и «могу» – конфликт неадекватной самооценки – столкновение между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями. Здесь возможны варианты: низкая или высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний. Его итогом может стать повышенная тревожность, эмоциональное напряжение, срывы и т.п.
Результатом длительно сохранения любого из вышеописанных шести видов внутриличностных конфликтов или их совокупностей становится невротический конфликт. Он характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.
В конфликтологической литературе иногда выделяется еще один вид внутриличностного конфликта – когнитивный. В основе такого типа конфликтов несовместимые представления (когниции) личности. Согласно такому взгляду на внутриличностный конфликт человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. Он начинает испытывать дискомфорт при возникновении рассогласования этих структур. Теория когнитивного диссонанса описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс наличия двух знаний, противоречащих друг другу, стремится уйти от него, восстановить свою целостность. Если при рассмотрении предыдущих типов конфликтов основное внимание направлено на процесс принятия решения, то в данном случае интересует в первую очередь то, что происходит в психике человека после этого.
Согласование идейосуществляется разными путями. Это может происходить путем изменения отношения к одной из когниций – «переделывание» прошлого, когда сегодняшние мысли изменяют воспоминания. Все те аргументы, которые были «за» и способствовали принятию решения, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления. Еще один вариант согласования идет через изменения одной из когниций. Одна из когниций или удаляется, или снижается ее значимость во внутриличностной структуре. Согласование может идти путем увеличения консонансных[3] составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными составляющими. Возможен путь перестройки Я-концепции, т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст. Кроме того, согласование может идти через создание защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора, или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний, или полное вытеснение самого поступка. В первом случае ответственность перекладывается на другого, личность представляет себя как орудие, техническое средство осуществления чужой воли. Во втором случае возможно оправдание усталостью, опьянением, сильным эмоциональным расстройством.
Внутриличностный конфликт – явление очень сложное. Тем не менее, предложенные варианты типологии таких конфликтов позволяют производить их более объемный анализ за счет совокупности всех предложенных выше аспектов.
Источник: lektsii.org