Королевство обезьян

В живописных руинах храма Пранг Сам Йот прописалось около 600 яванских макак. Это добрый знак для Лопбури, но вместе с тем и тяжкий рок. Ощущая звездный статус каждым волоском своего тела, обезьяны ведут себя просто по-свински. Они и в естественной среде обитания не особенно стесняются покушаться на собственность человека, делая набеги на поля с урожаем, а уж во владениях своего божественного предка распоясываются начисто. Людей они не боятся вовсе, хотя и не доверяют им настолько, чтобы стать домашними любимцами. Кошачья нежность и собачье всепонимание этим разнузданным дикарям не по нутру.

Они болтаются, как на лианах, на телеграфных проводах, свисают с крыш домов, карабкаются по крышам домов.

Снуют среди прохожих и с проворством карманного воришки тырят все, за что плохо держится зевака, неважно фотоаппарат это или дешевая заколка. Фрукты, конфеты и детские бутылочки с большой вероятностью перекочуют из ваших рук в лапы хвостатого налетчика. Местным обитателям тоже достается: макаки воруют еду у официантов, скачут по припаркованным машинам или сидят на них, умиротворенновыколупывая оконные резинки. Забавно это только стороннему наблюдателю, а жителям Лопбури совсем не до смеха.

Поэтому нет-нет, да и достается непрошенной мохнатой шпане щедрый шлепок метелкой или щелчок прутом.

Яванские макаки спокойные и ручные животные, поэтому часто встречаются в зверинцах. В природе они распространены от Восточной Индии до Филиппин. Однако есть риск, что в естественной среде обитания эти макаки исчезнут. В последнее время природные местообитания обезьян уничтожаются.

Макак преследуют как вредителей сельского хозяйства и отлавливают для научных лабораторий. Поэтому крабоеды уже занесены в красную книгу.

Особый обезьяний разгул приходится на последнее воскресенье ноября. В этот день человеческие почести во славу приматов достигают своего апогея. В крохотный городок, который трудно отыскать на карте, съезжаются сотни туристов. Обезьяны выходят на позиции, но гостинцы принимают с налетом равнодушия.

Демонстрируя чужестранцам, кто в храме хозяин, макаки поедают преподнесенные орешки прямо на голове дарителей. А тем временем настоящее пиршество начинается с другой стороны храма. Маленькие столики, ломящиеся от ярких аппетитных лакомств, вносят в храм, и самые главные обезьяны стада лениво водружаются прямо на тарелки. Малышам и низшим по званию достанутся только объедки, а может быть и вовсе ничего, поскольку упивающийся собственной важностью и вседозволенностью главный макак расшвыривает по сторонам все, что не хватило съесть или хотя бы надкусить.

Пресытившиеся макаки, шалея от собственной дерзости, вскарабкиваются на плечи организаторам пиршества, дергают за волосы и пробуют на зуб, а потом и вовсе, отбросив остатки стыда, начинают публично размножаться на верхушке храма.