Заметки работника FMCG о карьере, продажах и работе с ритейлом
В нашей сфере довольно часто встает вопрос: как успешно пройти собеседование?
Случается, что даже опытные сотрудники, проходя собеседование, не могут внятно объяснить чем занимались ранее и каким видят своё будущее.
В даннной статье представлен список типичных вопросов, которые задают на собеседовании, а так же рекомендации по самостоятельной подготовке.
Оптимально разделить подготовку на три этапа:
первый) самостоятельная подготовка, т.е. самостоятельно, мысленно ответить на все вопросы;
второй этап) попросить коллегу задать вопросы и оценить корректность ответов;
третий этап) провести воображаемое собеседование, т.е. ваш коллега выступит в роли hr, а Вы в роли самого себя.
Если пройти все три этапа как указано выше, при этом постоянно работая над качеством ответов, вероятность, что Вы пройдете собеседование будет значительно выше.
1) Навыки общения
- Как Вы выстраиваете свою линию общения с Вашими клиентами \ коллегами \ партнерами? Приведите примеры.
- Какие подходы Вы используете для завязывания отношений \ поддержания отношений \ нахождения общего языка в различными типами \ группами людей? Примеры.
- Как часто Вы сталкиваетесь с мнениями \ точками зрения, противоположными Вашему (ей)? Расскажите о ситуации, когда это произошло и как вы себя вели ?
- Благодаря чему Вам удается отстоять свое мнение \ доказать свою правоту? (Приведите примеры ситуации в целом)
- Как хорошо Вас понимают? Как Вы убеждаетесь в том, что Вас поняли?
2) Навыки решения проблем и конфликтов
- Какие проблемы Вам приходится решать на рабочем месте? Приведите примеры решения одной из них.
- Опишите ситуацию, когда Вам удалось справиться со сложной проблемой. Как Вы пришли к решению? Как планировали выполнение своего решения? Что, по-вашему, способствовало \ препятствовало решению этой проблемы? Оценивая результат, что бы Вы сделали иначе?
- Опишите ситуацию, когда Вам пришлось принять трудное для Вас \ непопулярное решение. В чем заключалась основная сложность решения? Каковы были сопутствующие условия? Что Вам помогло справиться с ситуацией?
- Как Вы ощущаете себя при участии \ решении конфликтов?
- Что Вам помогает \ мешает в решении конфликтов?
- Приведите пример, когда Вы успешно решили \ способствовали решению конфликта. Что Вам помогало \ мешало?
- Приведите пример, когда Вы не справились с решением конфликта. Что бы сделали по-другому?
3) Навыки организации, планирования и контроля
- Расскажите о самом значимом проекте, в котором Вам приходилось участвовать. В чем этот проект заключался? Какова была Ваша роль в выполнении этого проекта? Как Вы планировали его выполнение \ выполнение той части проекта, за которую Вы отвечали? Исходя из каких принципов Вы обычно делегируете части работы? Почему этот проект так значим для Вас (чем запомнился, отличается от других)?
- Как Вы планируете свое время? Какие инструменты планирования используете?
- Как часто Вам приходится корректировать свои планы? В чем причина, по-Вашему? Примеры.
- Что позволяет Вам быть пунктуальным \ выполнять работу в назначенный срок?
- Как Вы организуете свой документооборот \ поток информации?
- Как Вы организуете свою нагрузку \ распределяете задачи? Какой принцип используете при делегировании задач?
- Как осуществляете контроль за достигнутым и \ или развитием процесса?
- Расскажите как проходит ваш рабочий день.
4) Способность влиять на окружающих
- Как часто случаются ситуации, когда Вам приходится убеждать кого-нибудь в своей правоте? Примеры.
- Насколько часто удается убедить \ настоять на своем? За счет чего Вы этого достигаете? Какие черты Вашего характера Вам в этом помогают? Чего стремитесь избежать \ спрятать в процессе влияния?
- Какие принципы Вы используете при подборе аргументов?
- Как \ На основе чего Вы выстраиваете свою стратегию влияния на других людей \ убеждения?
- С какими людьми сложнее всего спорить?
- Как часто Вам приходится принимать ответственные решения в одиночку? (Если редко, то почему?) Как Вы к этому относитесь? Что дает Вам уверенность в правильности Ваших решений?
5) Навыки ведения переговоров
- Как Вы готовитесь к переговорам? Какую информацию Вы собираете? Какие источники Вы используете? Какая информация является для Вас ключевой в процессе разработки своей стратегии?
- Из чего складывается Ваша стратегия на переговорах?
- Каким образом обычно добиваетесь своего за столом переговоров?
- Насколько удается корректировать стратегию относительно изменений поведения участников переговоров?
- Есть ли примеры переговоров, которые вспоминаете с гордостью? Приведите примеры
- Были ли неудавшиеся, по Вашему мнению, переговоры? Если да, то в чем причина? Что бы сделали по-другому?
- Каким образом удается получить ответы на интересующие Вас вопросы \ закрытую информацию?
6) Знание процесса продаж и работы с клиентами
- С какими категориями клиентов вам приходилось работать?
- Какой клиент для вас трудный? Почему?
- Как вы относитесь к утверждению, что клиент всегда прав?
- Приведите пример сложной ситуации с клиентом и как вы с ней справились.
- Приходилось ли вам в силу обстоятельств не сдерживать своих обещаний перед клиентом? Как вы вышли из этой ситуации?
- Приходилось ли вам искать новых клиентов и как вы это делали ?
- Какие цели перед вами ставила компания в работе с клиентами( объем продаж, наличие, ассортимент). Как вы достигали ее, и всегда ли это удавалось.
- Для каждого человека, который занимается продажами, актуален баланс интересов клиента и компании. Как вы вели себя в ситуациях, когда интересы клиента противоречили интересам компании. Примеры.
7) Лидерство, Навыки работы с людьми
- Опишите ситуацию, когда Вам пришлось руководить людьми \ управлять ими (формально или неформально). Понравилось \ не понравилось?
- Что помогает Вам руководить \ мешает руководить?
- Насколько комфортно Вы себя чувствуете в роли лидера \ руководителя?
- Какие принципы используете в руководстве?
- Как ищете адекватные подходы к разным людям? (примеры) Есть ли неудачи \ конфликты? Если да, в чем видите причину?
- Как строите команду? (Принципы \ подходы). Примеры.
- Что уважаете \ цените в других людях? В каких случаях не доверяете?
- С какими сложными ситуациями в процессе управления людьми вам приходилось сталкиваться? Примеры.
8) Способность делиться своими знаниями \ обучать
- Как часто Вам приходится обучать \ объяснять? Почему? Приведите примеры.
- Что помогает Вам, по-вашему мнению, объяснить логику своих решений, поступков? Какие подходы \ методы Вы используете?
- Каким образом Вы убеждаетесь, что Ваше объяснение понято?
- Когда Вы делитесь опытом, что ставите себе как первоочередную \ финальную задачу?
- Как оцениваете эффективность обучения?
- Зачем вы работаете?
- Что мотивирует \ демотивирует Вас в работе ? Что заставляет работать с полной отдачей?
- Какие у вас ожидания от компании?
- Как представляете суть вашей работы?
10) Вопросы по личностным качествам
- Самооценка
- Какими чертами своей личности гордитесь?
- Над чем в себе работаете?
- Нацеленность на результат
- Какие факты, переменные, информацию Вы обычно учитываете при формулировании цели \ желаемого результата?
- Каким образом Вы проверяете, что уже достигнуто, а что – нет?
- На основе чего корректируете свои действия?
- Каким образом Вы выбираете наиболее адекватный в каждом случае план достижения результата?
- В каких случая Вы склонны учитывать затраты \ риски \ побочные действия?
- Каким образом, Вы производите контроль качества полученного результата?