Хоспис: содержание деятельности, принципы организации и управления

Тип работы: курсовая работа

курсовая.doc

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

По предмету: Теория и организация социальной работы

ХОСПИС: СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

Студентка 2 курса

Заочной формы обучения

Специальности «Социальная работа», гр. 773

Сергун Марина Владимировна

кандидат социологических наук,

ГЛАВА 1 ХОСПИС КАК УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ БЕЗНАДЕЖНО БОЛЬНЫМ ЛЮДЯМ

1.1 История возникновения хосписов и формирование современного хосписного движения

1.2 Основные положения концепции хосписов 9

1.3 Особенности деятельности современных хосписных служб 13

ГЛАВА 2 ХОСПИСНАЯ ПОМОЩЬ В БЕЛАРУСИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОГО ДЕТСКОГО ХОСПИСА 17

2.1 Формы и методы работы с детьми в условиях хосписа 17

2.2 Задачи и функции социального работника хосписа. Семья от установления тяжелого заболевания ребенка до его смерти 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Хоспис – это место, куда приходят те, кто уже знает: чуда не будет. Это последний приют безнадежно больных. Одних приводят родственники, перекладывая уход за ними на плечи медсестер, других, одиноких, привозят сюда из больниц, с улиц, вокзалов, третьи приезжают сами, потому что не хотят умирать среди здоровых людей.

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день хоспис – это единственная организация, благодаря которой ее пациенты и их близкие могут прожить наиболее полно последние месяцы, и даже дни своей жизни, приготовиться к смерти, что очень важно для каждого члена семьи. Хосписы нацелены исключительно на помощь безнадежным больным, тем, кто часто становится ненужным «балластом» в обычных учреждениях здравоохранения. Так уж устроена система медицинской помощи не только у нас, но и в других странах: основные ресурсы, естественно, направляются на излечение и выздоровление пациента. Если излечить не удается, то человек оказывается, фактически, вне интересов системы медицинской помощи. Хоспис же обеспечивает смертельно больного человека не только профессиональной помощью в лечении симптомов болезни, квалифицированной сестринской помощью, но и оказывает психологическую, социальную и духовную поддержку больным, их родственникам и близким [7 ай эм джи ]. Это учреждение медицинского типа, в котором безнадёжно больные пациенты получают достойный уход. Такие пациенты окружены обычными «домашними» вещами, к ним открыт свободный доступ родственникам и друзьям. Медицинский персонал оказывает так называемую «паллиативную» медицинскую помощь: больные могут получать кислород, обезболивающие, зондовое питание и т. п. Минимум врачей и максимум среднего и младшего медицинского персонала. Основная цель пребывания в хосписе — скрасить последние дни жизни, облегчить страдания, т.е. улучшить качество жизни тяжело больного пациента. Это гуманно с любой точки зрения, кроме того, экономически выгоднее, чем лечить терминальных пациентов в условиях отделения интенсивной терапии. На постсоветском пространстве эта проблема актуальна и сегодня, так как всё равно требует значительных вложений, получения лицензии на работу с наркотиками и тому подобное [10].

Цель исследования: изучить современное хосписное движение и его сущность.

– изучить историю возникновения хосписов и формирование современного хосписного движения;

– проанализировать основные положения концепции хосписов;

– рассмотреть типы хосписов, а также группы людей, осуществляющих работу хосписов.

Объект исследования – хоспис как одна из форм оказываемой помощи.

Предмет исследования – содержание деятельности, принципы организации и управления в хосписах, включая и Республику Беларусь.

Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Полный объем составляет 30 страниц. Список литературных источников содержит 10 наименований.

ХОСПИС КАК УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ БЕЗНАДЕЖНО БОЛЬНЫМ ЛЮДЯМ

1.1 История возникновения хосписов и формирование современного хосписного движения

Слово «хоспис» имеет латинское происхождение. Латинское слово «hospes» первоначально означало «чужестранец», «гость». Но в позднеклассческие времена значение его изменилось, и оно стало обозначать также хозяина, а слово «hospitalis», прилагательное от «hospes», означало «гостеприимный, дружелюбный к странникам». От этого слова произошло и другое – hospitium, означавшее дружеские, теплые отношения между хозяином и гостем, а впоследствии, и место, где эти отношения развивались. В поздние времена латинское «hospes» трансформировалось в английское слово «hospice», которое по данным Большого англо-русского словаря (1989) означает «приют», «богадельня», «странноприимный дом».

Обычно первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым проходили основные маршруты христианских паломников. Они были своего рода домами призрения для уставших, истощенных или заболевших странников. Однако хосписы не отказывали в помощи и окрестным жителям. Конечно, первые хосписы не были созданы специально для ухода за умирающими, однако, без сомнения, их заболевшие гости были окружены заботой и вниманием до конца.

Заботу о неизлечимо больных и умирающих принесло в Европу христианство. Античные медики, следуя учению Гиппократа, полагали, что медицина не должна «протягивать свои руки» к тем, кто уже побежден болезнью. Помощь безнадежно больным считалась оскорблением богов: человеку, даже наделенному даром врачевания, не пристало сомневаться в том, что боги вынесли больному смертельный приговор.

Первое употребление слова хоспис в применении к уходу за умирающими появилось лишь в 19 веке. К этому времени часть средневековых хосписов закрылось из-за Реформации. Другие стали домами призрения для престарелых больных. Большая часть работы, которую они выполняли раньше, перешла к «больницам», врачи которых, переняв идеи Гиппократа и Галена, занимались только больными, имеющими шансы на выздоровление. Безнадежно больные пациенты могли уронить авторитет врача. Они доживали свои дни почти без всякой медицинской помощи в домах призрения. В начале девятнадцатого века врачи редко приходили к умирающим больным, даже чтобы констатировать их смерть. Эту обязанность выполняли священники или чиновники.

В 1842 году Jeanne Garnier, молодая женщина, потерявшая мужа и детей, открыла первый из приютов для умирающих в Лионе. Он назывался хоспис, а также «Голгофа». Еще несколько были открыты позже в других местах Франции, некоторые из них действуют и сейчас.

Тридцать лет спустя, в 1879 году ирландские Сестры Милосердия независимо от хосписов Jeanne Garnier основали в Дублине Хоспис Богоматери для умирающих. К 1905 году, в городе уже действовали, по меньшей мере, три протестантских хосписа, которые назывались «Дом отдохновения» (открылся в 1885 году), «Гостиница Божья», позднее «Хоспис Святой Троицы» (открылся в 1891 году) и «Дом святого Луки для бедных умирающих» (открылся в 1893 году). Именно в этот хоспис в 1948 году пришла Cicely Saunders, основательница современного хосписного движения.

Основным вкладом Cicely Saunders в хосписное движение и, таким образом, в целую отрасль паллиативной медицины было установление режима приема морфина не по требованию, а по часам. Такой режим выдачи обезболивающего был действительно огромным и революционным шагом вперед в деле ухода за больными с неизлечимыми стадиями рака. В то время как в других больницах пациенты просто умоляли персонал избавить их от боли и часто слышали фразу «Вы еще можете немного потерпеть» (врачи боялись сделать своих пациентов наркоманами), пациенты хосписа святого Луки почти не испытывали физической боли. Хоспис использовал для снятия боли так называемый Бромптонский коктейль, состоящий из опиоидов, кокаина и алкоголя, используемый врачами Бромптонской больницы для пациентов с поздними стадиями туберкулеза.

В 1947 году доктор Cicely Saunders, тогда недавно аттестованный социальный работник и бывшая медсестра, встретила на своем первом обходе в хосписе св. Луки пациента лет сорока по имени Давид Тасма, у которого был неоперабельный рак. Они много беседовали о том, что могло бы помочь ему прожить остаток жизни достойно, о том, как, освободив умирающего от боли, дать ему возможность примириться с собой и найти смысл своей жизни и смерти. Эти беседы и положили начало философии современного хосписного движения.

В 1967 году хоспис святого Христофора, первый современный хоспис, созданный усилиями Cicely Saunders, открыл в Великобритании свой стационар, а в 1969 году организовал выездную службу. В 1975 году хоспис появился и в Канаде, в Монреале.

С начала 1980-х годов идеи хосписного движения начинают распространяться по всему миру. С 1977 года в хосписе Святого Христофора начинает действовать Информационный центр, который пропагандирует идеологию хосписного движения, помогает только что созданным хосписам и группам добровольцев литературой и практическими рекомендациями по организации дневных стационаров и выездных служб. Регулярно проводимые конференции по хосписному уходу позволяют встречаться и обмениваться опытом врачам, медсестрам и добровольцам, представителям различных религий и культур. Очень часто именно на таких конференциях возникало решение создать хоспис в той или иной стране. В некоторых странах хосписное движение развивалось именно таким образом, в других же хосписы формировались на базе более традиционных медицинских учреждений. Как, например, в Индии, где в 1980 году на Первой международной конференции, посвященной хосписному уходу выступал доктор де Суза, заведующий отделением крупной больницы в Бомбее. Он очень убедительно говорил о проблемах хосписного движения в развивающихся странах, о голоде и нищете, а также о физической боли. Благодаря доктору де Суза в 1986 году в Бомбее открылся первый хоспис, а затем и еще один.

В 1972 году в Польше, в одной из первых среди социалистических стран, появляется первый хоспис в Кракове. К концу восьмидесятых годов, когда была создана Клиника Паллиативной медицины при академии медицинских наук, паллиативный уход стал частью структур общественной службы здоровья. Сейчас в Польше существует около 50 хосписов, как светских, так и принадлежащих церкви.

В России первый хоспис появился в 1990 году в Санкт-Петербурге. А в 1992 году в Москве организуется небольшая группа добровольцев и медицинских работников, помогающая неизлечимо больным на дому. В 1994 году при финансовой и административной поддержке правительства Москвы открывается новое здание для Первого Московского хосписа.

Идеи хосписного движения продолжают распространяться по всей России. Всего в России сейчас существует около 45 хосписов [8].

Что же касается Белоруссии, то у нас помощь оказывается неизлечимо больным детям на базе Белорусского детского хосписа, который был открыт в 1994 году в городе Минске. Ориентируясь на опыт Белорусского детского хосписа, открыты и работают региональные детские хосписы в Гомеле, Витебске, Могилеве [6, c. 6].

На сегодняшний день хосписом называют медицинское (медико‑социальное) учреждение/отделение, где команда профессионалов оказывает комплексную помощь больному, который нуждается в облегчении страдания – физического, психосоциального и духовного, связанного с заболеванием, излечить которое невозможно, и оно неминуемо должно привести к смерти в обозримом будущем (3-6 мес.).

Больной направляется в хоспис не умирать, а для проведения мероприятий, направленных на купирование боли, уменьшение одышки или других симптомов, с которыми он и его лечащий врач не могут справиться в домашних условиях [9].

1.2 Основные положения концепции хосписов.

Работа хосписов предполагает изучение вопросов, связанных с содержанием основных теоретических положений концепции их функционирования. Это предполагает изучение круга вопросов, который непосредственно связан с пациентами хосписа:

 характер заболевания поступающих больных;

 формы медицинской помощи;

 характеристика первичного объекта обслуживания;

 вопросы сообщения больным их диагноза и прогноза;

 особенности лечения болевого синдрома;

 формы обеспечения психологического комфорта.

Кроме злокачественных новообразований, являющихся по литературным данным основным диагнозом у больных хосписа, ряд авторов говорят и о других болезнях, являющихся причиной госпитализации в хоспис. Так, Джим Кесли упоминает о хосписах для больных СПИДом в терминальной стадии. Sachner, описывая хоспис в Сан-Франциско, сообщает, что на 30 его койках госпитализируются как онкологические больные (15 коек), так и больные СПИДом (15 коек). Liegner упоминает о больных с параличами и другими неврологическими заболеваниями, которые, являясь «долгожителями», оказывают положительное эмоциональное воздействие на онкологических больных в части их ухода от сознания мрачных прогнозов. Brown сообщает, что программа хосписов рассчитана не только на онкологических больных, но и на больных с прогностически неблагоприятными диагнозами (3-6 месяцев до смерти), которые также требуют аналогичного медицинского ухода. При этом автор не конкретизирует характер заболеваний.

Однако чаще всего речь идет все же о больных раком IV стадии, подтвержденным клиническим и гистологическим исследованиями.

Важным концептуальным положением является оказание помощи умирающим больным не только в стационаре, но и на дому, а также в условиях пребывания больных в хосписе в дневное или ночное время – дневной (ночной) стационар.

Поллетти отмечает, что в хосписах должны быть предусмотрены различные возможности оказания помощи больным, но независимо от первоначального выбора больной всегда может рассчитывать на полную госпитализацию, обеспечивающую преимущество постоянного ухода. Twycross считает необходимым сочетать домашний уход за больными с уходом за ними в хосписе. Brown в качестве основной цели хосписов выделяет обеспечение обслуживания умирающих на дому до тех пор, пока это возможно; койки для стационарных больных используются лишь в тех случаях, когда у больных появляются очень тяжелые симптомы или же нет возможности ухода на дому. По данным многих авторов помощь на дому оказывается специальными бригадами, в состав которых входят врачи, средний медперсонал, социальный работник, психолог, иногда священнослужитель и адвокат. Очевидно, что состав бригады определяется конкретной ситуацией у больного и возможностями персонала и учреждения.

Вопрос о формах медицинской помощи (амбулаторная, стационарная) зачастую оказывается вопросом о том, где умирать больным. Решение этого вопроса зависит от состояния больного, житейских и бытовых условий, обуславливающих возможность (или невозможность) ухода за больным в домашних условиях.

Семья пациента, как объект обслуживания хосписа, рассматривается большинством авторов в двух аспектах.

Целью многих хосписов является вовлечение в процесс ухода родственников больного. При этом многие бригады по организации ухода на дому обучают родственников методам ухода за умирающими. Такой подход позволяет снизить нагрузку медицинского персонала бригад, а родственников включить в активную фазу поддержки уходящего из жизни.

Вторым аспектом работы с родственниками пациентов является проведение с ними психологической подготовки к потере близкого человека, а также соответствующей поддержки семьи после смерти близкого человека.

Одним из концептуальных положений в работе хосписа является «принцип открытости диагноза».

Преобладание в хосписе этого принципа обусловлено тремя факторами. Во-первых, аргументация исследователей, считающих необходимым говорить правду, представляется весьма сильной, так как пациентам хосписа, как правило, необходимо «устроить свои земные дела» (П. Калиновский). Во-вторых, обречённые больные очень чувствительны к фальши, вот почему Р. Поллетти считает, что «на их вопросы нужно отвечать честно и не отгораживать их от мира стеной молчания». В-третьих, большинство больных в терминальном состоянии и так знают или догадываются о серьезности болезни и прогноза. Но все же считается, что к этой проблеме нужно подходить индивидуально.

Источник:http://stud24.ru/sociology/hospis-soderzhanie-deyatelnosti-principy-organizacii/301683-902518-page1.html