Устройство и принцип работы

Компрессор КТ6 – двухступенчатый, трехцилиндровый, поршневой с W-образным расположением цилиндров, с.воздушным охлаждением, оборудован устройством для перехода на холостой ход.

Корпус литой, чугунный с четырьмя лапами для крепления компрессора. Передняя часть корпуса закрыта съемной крышкой, в которой установлены один из подшипников коленчатого вала и резиновая манжета или кожаный сальник. По бокам в корпусе имеются два люка для доступа к деталям внутри корпуса. К корпусу на шпильках прикреплены три чугунных цилиндра с ребрами (для увеличения поверхности охлаждения), расположенные в одной вертикальной плоскости под углом 60° друг к другу. Боковые цилиндры являются цилиндрами первой ступени, средний — вто­рой ступени. Коленчатый вал — стальной, штампованный, с двумя балансира ми, вра­щается на двух шариковых подшипниках, имеет систему каналов для прохода смазки.

Для улучшения динамических качеств компрессора на основные балансиры коленчатого вала установлены два съемных дополнительных балансира, каждый из которых закреплен двумя винтами. Для предупреждения самоотвинчивания винты зашплинтованы. В торец коленчатого вала запрессована втулка с квадратным отверстием для привода масленого насоса. Узел шатунов состоит из одного жесткого и двух прицепных шату­нов, шарнирно присоединенных к нему при помощи пальцев. Главный шатун выполнен из двух частей — шатуна и головки, которые не­подвижно соединены между собой пальцами. В шатуны запрессованы бронзовые втулки. Головка шатунов разъемная. Съемная крышка растачивается вместе с го­ловкой и крепится к ней при помощи шпилек. Гайки крепления крышки зашплинто­ваны. В головке шатунов установлены два тонкостенных стальных вкладыша, за­литых баббитом. Вкладыши плотно удерживаются в головке шатунов за счет натяга и допол­нительно; застопорены штифтом, который запрессован в крышку головки шату­нов. Между головкой шатунов и крышкой установлены регулирующие прокладки. Величина натяга зависит от толщины пакета прокладок. Номинальная тол­щина пакета прокладок с каждой стороны равна 1 мм: одна прокладка толщиной 0,7 мм, три – по 0,1 мм. При уменьшении толщины пакета прокладок степень обжатия (натяг) вкла­дышей увеличивается. Увеличивать толщину пакета более 1 мм не допускается. Узел шатунов имеет систему каналов для прохода смазки к верхним голов­кам шатунов. Литые поршни присоединены к верхним головкам шатунов при по­мощи поршневых пальцев плавающего типа. На каждом поршне установлены четыре поршневых кольца: два верхних — компрессионные, два нижних — маслосъемные. На маслосъемных кольцах, установленных острыми кромками в сторону нижней части поршня, выполнены радиальные пазы для прохода смазки, снятой кольцами с зеркала цилиндра. На поршнях имеются отверстия и проточки (ниже маслосъемных колец), предназначенные для отвода смазки, снятой кольцами зеркала цилиндров, внутрь поршней. К верхним фланцам цилиндров на шпильках прикреплены клапанные ко­робки, аналогичные по конструкции у цилиндров первой и второй ступеней. Корпуса коробок— чугунные с ребрами для увеличения площади охлаждения. Внутренняя полость, каждой коробки разделена на две части: в одной уста­новлен нагнетательный клапан, в другой всасывающий. Клапаны самодействую­щие, пластинчатые, кольцевые. Всасывающий и нагнетательный клапаны аналогичны по своей конструкции. Клапан состоит из седла с кольцевыми окнами, перекрываемыми большой и малой кольцевыми пластинами. Каждая пластина прижимается к седлу тремя пружинами, установленными в гнездах упора; ограничивающего ход пластин, рав­ный 2,5 мм. Седло и упор соединены при помощи шпильки и гайки, стопорящейся шплинтом. Пружины ленточные, конические, одинаковые по размерам и жесткости для всасывающих и нагнетательных клапанов (от 0,6 до 0,7 кгс при сжатии до высоты 8 мм). Нагнетательный клапан в корпусе клапанной коробки закреплен упорным болтом, который прижимает клапан к корпусу коробки через упор, и засто­порен контргайкой. Всасывающий клапан закреплен с помощью трех болтов, прижимающих клапан к корпусу коробки через стакан. Болты ввернуты в крышку и застопорены контргайками. Клапаны уплотнены в корпусах коробок медными прокладками, крышки — паронитовыми прокладками. Каждая клапанная коробка имеет разгрузочное устройство, подвижные час­ти которого перемещаются вниз под действием воздуха, поступающего от регуля­тора через трубопровод на компрессоре в пространство над поршнем или упором всасывающего клапана. Обратное перемещение подвижных частей происходит под воздействием возвратной пружины. Выключение клапана происходит вследствие отжатия пластин от седла упором. При выключении всасывающих клапанов сжатие воздуха прекращается и компрессор переходит на холостой ход. Работой компрессора управляет пневматический регулятор. При соответст­вующей регулировке он открывает доступ воздуха из ресивера к разгрузочным устройствам при повышении давления в нем до 9,0 кгс/см2 и сообщает их с атмо­сферой при падении давления до 7,5 кгс/см2. Устройство и принцип работы регулятора давления изложены в соответст­вующих руководствах по эксплуатации тепловозов, буровых установок и прочего оборудования. Воздух, всасываемый компрессором, очищается в двух воздушных фильт­рах, которые установлены на клапанных коробках цилиндров первой сту­пени. Фильтрующими элементами в них являются капроновое волокно и войлоч­ный чехол, или проволочная сетка, смоченная в масле. После сжатия в цилиндрах первой ступени воздух для охлаждения поступа­ет в холодильник компрессора, который состоит из двух секций верхнего коллектора и двух нижних коллекторов, имеющих краники для слива конденсата. В средней части верхнего коллектора имеется патрубок для соединения его с клапанной коробкой второй ступени. Для ограничения давления в холодильнике на верхнем коллекторе установ­лен предохранительный клапан, отрегулированный на давление 4,5 кгс/см8. Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором, который установлен на кронштейне и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива на муфте привода компрессора. В кронштейн, имеющий продольный паз, ввернут болт для регулирования натяжения ремня. Две цельноштампованные лопасти вентилятора, заключенные в предохра­нительный кожух с сеткой, вращаются на двух шарикоподшипниках. Система смазки компрессора комбинированная: под давлением смазыва­ются шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы; остальные детали смазываются разбрызгиванием. Для смазки масло заливают в картер компрессора через отверстие в боко­вой крышке, закрываемое пробкой (или через патрубок сапуна). Уровень масла контролируют с помощью маслоуказателя автомобильного типа. Очистка масла осуществляется в масляном фильтре. Слив масла из картера производят через отверстия; расположенные с двух сторон картера, закрываемые пробками. Подача смазки осуществляется масляным насосом лопастного типа. Масляный насос состоит из крышки, корпуса и фланца, которые единены четырьмя шпильками, для их центровки применены два штифта. В двух бронзовых втулках вращается валик с двумя лопастями, разжимае­мыми пружиной. Валик насоса имеет квадратный хвостовик, с помощью которого он приво­дится во вращение от коленчатого вала компрессора, и сферическую поверх­ность, предназначенную для уплотнения между валиком насоса и втулкой с квад­ратным отверстием, запрессованной в коленчатый вал.

Расточка в корпусе насоса, в которой вращаются лопасти, выполнена экс­центрично относительно оси вращения валика. Из картера масло засасывается насосом через сетчатый масляный фильтр. Через нижнее отверстие в крышке насоса масло поступает во всасывающую по­лость, откуда лопастями перегоняется в нагнетательную полость и затем по от­верстиям в крышке подводится к манометру и по пустотелому валику к коленча­тому валу. К трущимся поверхностям масло подводится по системе каналов в коленча­том вале и шатунах. Избыток масла через редукционный клапан, расположенный на крышке на­соса, по каналам в крышке, корпусе и фланце маслонасоса, наклонному отвер­стию в корпусе компрессора сливается в картер компрессора. Работа системы смазки контролируется по показаниям манометра, перед которым для отключения установлен кран. Для устранения колебаний стрелки манометра (вследствие пульсирующей подачи масла насосом) в узле манометра имеется воздушный резервуар, а в шту­цере, соединяющем резервуар с масляным насосом, просверлено отверстие диа­метром 0,5 мм. Сообщение внутренней погости корпуса компрессора с осуществляется че­рез сапун, имеющий обратный клапан и фильтрующую набивку из капронового волокна.

Источник:http://poznayka.org/s56112t1.html