Технология проведения итогового собеседования по русскому языку в 9 классе

Введение нового экзамена в виде итогового собеседования в 9 классе подчеркнет важность использования на уроках устных форм работы. Развитие устной речи, способность свободно коммуницировать с разными людьми — качество, абсолютно необходимое любому современному человеку, уверены в ведомстве. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков полагает, что устный экзамен необходим в современных школах, так как ученики перестали правильно разговаривать на русском языке. «Сленг, на котором говорит молодежь, далек от русского языка, даже от разговорного, не говоря уже о литературном. С развитием интернета дети чаще общаются именно там, сокращая слова и фразы, поэтому и при личном общении разговаривают именно так», — отметил эксперт.

По мнению представителей Минобразования, это покажет уровень коммуникативного развития, величину словарного запаса ученика к окончанию 9 класса. Это должно позитивно сказаться на личностном развитии подростка.

Как известно, в устном собеседовании четыре задания:

1) выразительное чтение прозаического текста.

2) пересказ с включением цитаты.

3) создание монолога по заданной теме.

4) участие в диалоге.

Что-то новое нас часто пугает. У многих коллег такая же реакция и на новую форму экзамена в виде собеседования. Кого-то пугает время на подготовку – от 1 до 2 минут, кому-то кажутся достаточно расплывчатыми критерии оценивания и сами формулировки заданий. Давайте разбираться.

Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух?

Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо. Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей вплоть до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем… В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех.

Наверно, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения… Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических. Учим говорить на актуальные темы и аргументировать Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное.

Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять. Важно: эмоциональная реакция экзаменатора! Не менее значима роль собеседника – экзаменатора. У него две задачи: регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая, на наш взгляд, более значимая: помочь учащемуся раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика».

Источник:http://infourok.ru/tehnologiya-provedeniya-itogovogo-sobesedovaniya-po-russkomu-yaziku-v-klasse-2967613.html