В условиях мирового финансового кризиса наступила эра Lean, поскольку любая революционная идеология лучше всего приживается в трудные времена
Джеймс П. Вумек и Дэниел Т. Джонс
Недавно на сайте ассоциации Деминга было опубликовано открытое письмо-ответ большой группы передовых российских менеджеров президенту Медведеву в рамках им же предложенной дискуссии о будущем России. Основные идеи послания:
- Существует признанный мировой практикой способ повышения эффективности производства без значительных финансовых вложений – Lean production.
- В последние годы подтверждено (Институтом комплексных стратегических исследований) увеличение числа отечественных предприятий, трансформирующих свои производственные системы с использованием концепции Lean.
- Опыт Lean-предприятий, как способных конкурировать в глобальном экономическом пространстве, должен быть признан ценностью номер один в государстве и стать основой для возрождения российского производства.
Пока трудно сказать, станет ли Lean новой национальной идеей, но интерес к Lean как к инструменту достижения реального сокращения производственных затрат без потери качества очевиден. Действительно, для производителей или поставщиков услуг главной задачей управления предприятием является максимизация прибыли. Но в ситуации насыщения рынка товарами и услугами, когда предложение превышает спрос, единственная возможность избежать падения прибыли – снизить затраты производства. Уникальность Lean в том, что предлагаются не просто способы минимизации затрат (Lean-инструменты), а принципиально другой подход к производственным отношениям:
Обычная компания – “Продавай то, что производишь”:
Lean – “Производи то, что продаётся”:
Но почему наблюдается всплеск интереса к теме Lean со стороны ИТ-сообщества, ведь внутренняя служба ИТ традиционно воспринимается как центр затрат, и у неё нет задачи максимизации прибыли? Вероятно, интерес к Lean во многом обусловлен тем, что требование сокращения затрат без потери качества в текущей ситуации стало актуальным практически для каждого ИТ-руководителя. Попробуем хотя бы немного удовлетворить интерес к теме Lean, ответив на следующие вопросы:
- Что есть Lean production?
- Как связаны Lean и другие методы улучшения (теория ограничений, Six Sigma)?
- Возможно ли совместное использование принципов Lean и рекомендаций ITIL®?
Что есть Lean production?
В основе Lean лежит уникальная производственная система, созданная и в течение многих лет с успехом применяемая в компании Toyota (Toyota production system – TPS). В России философия Lean известна как Бережливое производство. Идеи и практики Lean широко используются производственными компаниями (отсюда и термин Lean Production). Однако постепенно их применение становится более широким, охватывая отрасли, связанные с предоставлением услуг, такие как страхование и здравоохранение. Применение сервисного подхода в управлении ИТ закономерно привело к появлению Lean IT – подхода к оптимизации управления ИТ, основанного на принципах Lean. Пионерами в этой области стали такие компании как Tesco, Motorola, Fujitsu Services, TransUnion, Wipro.
Основная идея Lean – большая польза для потребителей с использованием меньших ресурсов.
Основная цель Lean – модернизация системы производственных отношений для создания максимальной потребительской ценности путем устранения потерь.
Ценность – способность товара (услуги) удовлетворять ожиданиям потребителя.
Поток создания ценности – набор действий по проектированию, документированию, производству и предоставлению потребителю продукта (услуги).
Потери (яп. – муда) – деятельность, потребляющая ресурсы, но не создающая (не добавляющая) ценности.
Основные типы потерь согласно Lean
Lean выделяет восемь типов потерь:
- Потери перепроизводства (избыточное производство продукции).
- Потери транспортировки (избыточное перемещение сырья, продукции, материалов).
- Потери ожидания (в рабочее время не осуществляется производственная деятельность).
- Потери из-за запасов (избыточное количество сырья, материалов, полуфабрикатов).
- Потери из-за производства продукции с дефектами (брак).
- Потери излишней обработки (обработка, не приносящая ценности или добавляющая ненужную функциональность).
- Потери на лишние движения (не связанные напрямую с осуществлением производственной деятельности).
- Потери творческого потенциала (неполное использование возможностей человеческого ресурса).
Подход Lean к устранению потерь
Lean предлагает следующий порядок устранения потерь:
- Разработка карт потоков создания ценности (подробных описаний механизмов создания потребительской ценности выпускаемой продукции или предоставляемых услуг)
- Разработка контрольных листков, помогающих выявить причины потерь на каждом этапе (документальных свидетельств, отражающих результаты наблюдений за выполнением той или иной операции)
- Сбор статистических сведений о времени создания ценности и времени потерь, а также любой другой информации, свидетельствующей о наличии потерь, при помощи разработанных контрольных листков (контрольные листки заполняются независимыми наблюдателями, чтобы исключить субъективную составляющую наблюдений)
- Построение будущих карт потоков создания ценности (без потерь).
- Анализ причин потерь и устранение процедур, не создающих ценность.
- Стандартизация рабочих процедур
Инструменты Lean
Для устранения потерь (или предупреждения их возникновения) в Lean разработаны методики рациональной организации производственной деятельности (инструменты Lean). Наиболее известные из Lean-методик:
- Инструмент Lean:5S– организация рабочих мест
- Сортируй (избавляйся от ненужного)
- Соблюдай порядок (у каждой вещи свое место)
- Содержи в чистоте
- Стандартизируй (процедуры поддержания чистоты и порядка)
- Совершенствуй
- Инструмент Lean:TPM(Total Productive Maintenance) – всеобщее производительное обслуживание оборудования
- Вовлеченность всего персонала в работы по обслуживанию оборудования (в том числе и руководителей)
- Состояние оборудования – показатель уровня культуры специалиста
- Обслуживание – залог бесперебойной работы оборудования
- Инструмент Lean:SOP– стандартные операционные процедуры
- Документирование последовательности выполнения операций
- Краткость и наглядность (схемы, рисунки, фотографии)
- Поддержание актуальности
- Привлечение к разработке исполнителей процедур
- Инструмент Lean:JIT(Just-In-Time) – Точно вовремя
- «Вытягивание» – производительность текущей операции определяется потребностью последующей (а не ожидаемыми показателями, например, продаж)
- Сокращение объема предоставления до минимально экономически выгодного (в идеале до единицы продукции)
- Инструмент Lean:Kaizen– непрерывное плановое улучшение малыми шагами (противоположность инновациям)
- Небольшие изменения, не требующие больших затрат
- Ежедневная плановая деятельность
- Улучшения планируются и исполняются на местах (работниками, а не менеджерами)
- Быстрые, видимые результаты
- Инструмент Lean:Встроенное качество– управление качеством продукции (услуги) непосредственно в процессе ее производства (предоставления)
- Система оповещения о сбоях (Andon)
- Использование методов предотвращения ошибок персонала и проявлений недостатков технологий (Poka-Yoke)
- Возможность остановки исполнителем производственного цикла (предоставления услуги) при возникновении брака (отклонений в предоставлении)
- Стандартизация процедур контроля качества на каждом шаге, возложение обязанностей по контролю на непосредственных исполнителей
Как связаны Lean и другие методы улучшения (теория ограничений, Six Sigma)?
Это удивительно, но я до сих пор получаю множество вопросов о том, как Lean соотносится с Six Sigma, теорией ограничений (Theory of Constraints) и другими подходами к улучшению. Я всегда даю один и тот же ответ: в итоге мы пытаемся добиться одного и того же – эффективного потока создания ценности
Джим Вумек, основатель и президент Lean Enterprise Institute 1
Несмотря на то, что методики совершенствования имеют общую цель, они используют различные пути её достижения. В статье, опубликованной ASQ (American Society for Quality) 2 , был проведен сравнительный анализ Six Sigma, Lean и Теории ограничений (TOC).
Источник:http://cleverics.ru/subject-field/articles/137-lean-it