Nav view search
Москва, Береговой пр-д, 2 стр 7
- Вы здесь:
- Главная »
- Статьи »
- Адаптация дроссельной заслонки.
Адаптация дроссельной заслонки.
Прежде хочу сказать, что данная процедура касается только автомобилей с электронным приводом дроссельной заслонки (ДЗ). У кого от педали газа к корпусу ДЗ идёт трос, можете дальше не читать – дроссельные заслонки с механическим приводом и клапаном холостого хода (КХХ) никакой адаптации не подлежат.
Так что это такое и для чего оно нужно? Давайте для начала разберёмся с назначением дроссельной заслонки и отличиями в её приводах.
Когда Вы разжигатете костёр, количество выделяемой энергии (тепла) зависит от того, сколько топлива (дров) Вы в него положили, воздух необходимый для сжигания дров костёр “берёт” в неограниченном количестве и управлять горением вы можете только подкидывая или убирая дрова. Если Вы топите печку то интенсивность горения уже регулируется при помощи задвижки или дверцы “поддува”. Т.е. управляя поступлением воздуха в печку, Вы управляете процессом горения и количеством выделяемой энергии.
В двигателях внутреннего сгорания тоже сжигается топливо и высвобождается энергия, и для управления этим процессом так же применяется принцип регулирования количества воздуха. Именно для этого и предназначена дроссельная заслонка – для управления количеством воздуха поступающего в двигатель, а от него уже зависят скорость вращения и мощность выдаваемая двигателем. ДЗ жёстко связана с педалью “газа” ситемой тяг или тросом, и Вы, нажимая педаль “газа”, управляете количеством воздуха, а система впрыска топлива измеряет это количество и под него выдаёт нужное количество топлива. Так происходит управление двигателем в движении. А когда педаль “газа” не нажата, дроссельная заслонка полностью закрывается и прекращает подачу воздуха в двигатель. Что бы двигатель продолжал работать на холостом ходу (ХХ), в обход ДЗ сделан канал, через который подаётся небольшое количество воздуха, необходимого для поддержания работы. Раньше в канале холостого хода ставили регулировочный винт и обороты ХХ были неуправляемыми, а при необходимости корректировались вручную. Позже это доверили элекронике, и уже блок управления двигателем при помощи электрического воздушного клапана (КХХ) регулировал поступление вохдуха на холостом ходу и соответственно скоростью вращения (оборотами) двигателя.
В современных автомобилях всё больше функций доверяется электронике и дроссельную заслонку уже не связывают с педалью “газа” напрямую, а вместо этого к педали “приделывают” электрический датчик, регистрирующий положение педали, датчик посылает электрический сигнал в блок управления, а блок управления управляет электромотором, который поворачивает ДЗ. При такой схеме управления отпадает потребность в клапане холостого хода – ведь потоком воздуха можно управлять напрямую через заслонку не закрывая её полностью, и электроника сделает это гораздо точнее, чем может водитель с педалью.
Теперь мы подошли к самой сути. Для того, что бы быстро и точно управлять положением дроссельной заслонки при переходных процессах (например когда водитель отпускает педаль “газа”), блок управления запоминает то положение, при котором обеспечиваются требуемые обороты и в своей работе ориентируется на это запомненное положение.
Т.к. д ля работы на ХХ двигателю нужно совсем немного воздуха, заслонка приоткрывается на очень маленький угол – от 1 о до 5 о . В этом положении между заслонкой и корпусом образуются две маленькие щели (на фото их хорошо видно на просвет).
Сажа, образующаяся при сгорании топлива и забрасываемая обратной волной из цилиндров во впускные каналы, оседает на стенке корпуса и со временем “наносит” слой сопоставимый по толщине с этими щелями, уменьшая их проходное сечение. Блок управления для поддержания требуемых оборотов вынужден приоткрывать ДЗ всё больше и больше, и каждый раз запоминает новое значение положения. Наконец наступает момент, когда слой сажи становится слишком большим и мешает нормальной работе привода ДЗ при переходных процессах. Выражается это в скачках оборотов холостого хода и провалах оборотов ниже требуемых, вплоть до несанкционированной остановки двигателя.
При любых проблемах с холостым ходом начинать нужно с чистки дроссельной заслонки. Процедура несложная: необходимо смыть со стенок корпуса и с самой заслонки всю накопленную, плотную и липкую сажу.
Для этого потребуется аэрозольный баллон “Очистителя карбюратора”, тонкая кисточка с жёсткой щетиной (не надо отбирать у детей кисточку для акварели – она не подойдёт, слишком мягкая), аэрозольный баллон адгезионной густеющей смазки (применяется для замков, цепей и т.д) и обычный набор автолюбительского инструмента.
Чистить надо обязательно с демонтажем корпуса ДЗ. И тут дело даже не в том, что очиститель вместе со смытой сажей попадёт в двигатель, а в том что основной слой сажи накапливается с обратной стороны заслонки, и качественно смыть его снаружи просто нереально.
Для снятия дроссельной заслонки отключать аккумулятор не обязательно, но зажигание всё это время включать не надо (страшного ничего нет, но если включить, то блок управления двигателем зарегистрирует неисправность, которая так же отметится и в других системах).
Грязь смывается очистителем карбюратора с помощью кисточки, заслонку для этого надо приоткрыть вручную. После этого всё продувается сжатым воздухом или вытирается насухо чистой ветошью.
Затем нужно смазать ось заслонки в местах её ващения в корпусе. Лучше всего для этого подходит густеющая смазка в аэрозоли, т.к. пластическую смазку туда не запихнуть, а жидкое масло очень быстро вытечет. После загустения (через 1 – 2 минуты) излишки смазки вытираются чистой ветошью.
После чистки всё собирается в обратной последовательности и вот тут возникает главная “засада” всей этой операции – необходимость “прописки” или “адаптации” привода ДЗ.
Как уже упоминалось выше, блок управления запоминает среднее значение угла положения ДЗ при нормальных оборотах холостого хода. После удаления грязи возникает большая разница между требуемым положением привода заслонки запомненым, что может приводить к дистабилизации оборотов ХХ. Часто это бывает так: блок управления стремится выставить ДЗ в запомненное положение, которое было сохранено ещё с учётом грязи. Но теперь, когда грязи нет, такой угол открытия заслоки вызывает повышенные обороты, которые блок управления пытается откорректировать, закрывая ДЗ. Если эта попытка приводит к резкому падению оборотов, то блок управления прекращает её и возвращается к запомненному положению, и обороты вновь поднимаются выше нормы. Всё это приводит к возникновению скачков оборотов или ненормальным оборотам холстого хода.
Что бы устранить данную проблему необходимо стереть из памяти блока управления старое, сохранённое до чистки, положение и дать возможность ему запомнить новое. В этом и заключается суть “адаптации” или “обучения” (так же в некоторых источниках встречается термин “прописка”). Делается это при помощи фирменной “хондовской” диагностической системы HDS:
Посте установления связи с автомобилем, в разделе “HONDA SYSTEM” выбирается система управления двигателем “PGM FI”, где необходимо войти в меню “Проверка”:
В открывшемся меню выбираем подменю “ПРОВЕРКА ETCS (TAC)”:
Из двух открывшихся пунктов нужно сначала выполнить второй – “ПРОВЕРКА ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ”:
В открывшемся окне наблюдаем предупреждение о предстоящем сбросе полученного значения положения дроссельной заслонки и напоминание о необходимости очистки корпуса ДЗ. Это именно то, что нужно. Жмём зелёную галочку или клавишу “Enter”:
В следующем окне система переспрашивает ещё раз, хотите ли вы сбросить значение. Жмём “ДА”:
Дело сделано! В следующем окне очередное напоминание о необходимости очистки дроссельной заслонки. И я ещё раз напомню – делать сброс без физической очистки заслонки не стоит, даже попытки “ленивой” чистки корпуса ДЗ (без снятия) уже не раз приводили к проблемам с оборотами ХХ. Чистить надо тщательно! А пока жмём “Enter”:
После завершения продедуры сброса, мы возвращаемся в подменю “ПРОВЕРКА ETCS (TAC)”.
Следующие действия производить не обязательно, но и не будет лишним. Это проверка функционирования привода ДЗ. Выбираем первый пункт “ПРОВЕРКА ETCS (TAC)”:
Далее следуем указанием на экране. HDS будет отдавать команды приводу ДЗ и контролировать их выполнение:
На этом действия с компьютером закончены. Далее необходимо завести двигатель, прогреть его до рабочей температуры (должны включиться вентиляторы, кондиционер при этом должен быть выключен) и после прогрева дать пять минут поработать двигателю на ХХ. Блок управления стабилизирует обороты и затем запомнит новое положение ДЗ на холостом ходу. Если этого не произойдёт сразу, ничего страшного – после соблюдения всех условий блок это сделает позже в процессе эксплуатации автомобиля.
В заключении хочу рассмотреть наиболее частые вопросы по даной теме.
Обязательно ли делать адаптацию ДЗ после чистки?
В некоторых случаях можно обойтись без этого. Если слой грязи до чистки был не слишком большим, и после чистки блоку управления удастся стабилизировать обороты холостого хода и запомнить новое значение, то принудительное стирание не понадобится. Но сказать заранее, понадобится компьютер или нет, нельзя. Придётся только надеяться на удачу.
Как сделать адаптацию без компьютера и сканера с HDS?
Единственная последовательность действий имеющих под собой логическую основу такова:
– завести двигатель и удерживая педалью газа обороты около 3-х тысяч прогреть двигатель до включения вентиляторов, кондиционер и другие энергопотребители должны быть выключены (так можно избежать попыток со стороны блока управления заняться стабилизацией оборотов на прогреве) ;
– после прогрева плавно отпуская педаль газа снизить обороты до холостого хода и дождавшись стабилизации оборотов дать поработать двигателю на ХХ не менее пяти минут.
Таким образом можно воспрепятствовать работе двигателя на оборотах “быстрого холостого хода” и избежать попытаться скачков оборотов. Если повезёт и после прогрева холостой ход стабилизируется, то блок управления запомнит новое значение без сброса.
Можно ли сделать “сброс”, отключив на время аккумулятор?
Нет. Отключение аккумулятора ни на время снятия ДЗ, ни после чистки. ничего не даёт. Значение положения ДЗ хранится в энергонезависимой памяти.
Почему в программе HDS пункт сброса сохранённого значения положения ДЗ называется “ПРОВЕРКА. “?
Это особенности перевода программы на русский язык. В оригинальном виде подпункт меню посвящённый приводу ДЗ выглядит так:
Обращаю внимание, что действие первого пункта обозначено словом “TEST”, а во втором “CHECK”. При том, что оба слова переводятся как “проверка”, в этих пунктах подразумеваются разные действия. П ервое переводится как “испытание”, “анализ”. С реди вариантов значений второго есть такие как “контроль”, “отметка” и “сверять”. И хоть про очистку в названии ни слова, засунуть эту процедуру разработчики решили именно сюда.