Почему они недовольны? Пять частых причин недовольства работников

В общем и целом, каждое рабочее место, каждая должность в компании имеет свои плюсы и минусы, которые могут привести к стойкому недовольству работников. Если, видя это недовольство, работодатель в итоге занимает позицию типа «вы получаете зарплату, и обязаны делать вашу работу, а остальное меня не касается», то очень скоро он будет платить зарплату за всё уменьшающийся объём работы и всё более низкие результаты.

Кроме того, ему придётся тратить всё больше денег на подбор новых сотрудников, поскольку прежние начнут «голосовать ногами». Поэтому исследование удовлетворённости сотрудников и любые попытки разобраться с причинами явного или скрытого негатива в адрес работодателя основываются на прагматичном подходе и естественном нежелании владельца бизнеса нести убытки и тормозить развитие компании. То есть, забота о сотрудниках и их удовлетворённости не имеет ничего общего с абстрактным гуманизмом и желанием «всех осчастливить».

Тем не менее, порой даже тех работодателей, которые очень внимательно относятся к потребностям сотрудников, просто бросает в дрожь от негатива, с которым им приходится сталкиваться. Однако, когда работодатель понимает причины недовольства сотрудников и принимает адекватные ответные меры, негативное отношение постепенно слабеет, поскольку рабочая обстановка уже не даёт для него оснований. Какие существуют причины недовольства работников? Оставим в стороне специфические причины, связанные с особенностями конкретной компании (они могут быть сколь угодно разными) и обратимся к универсальным причинам, которые проявляются независимо от специфики компании.

Основные причины недовольства сотрудников

Этой теме было посвящено недавнее исследование, проведённое компаниями «Тауэрс Перрин» (Towers Perrin) и исследовательской группой «Гэнг энд Гэнг» (Gang&Gang). В исследовании приняли участие около 1100 сотрудников и 300 руководителей HR-службы, работающих в крупных и средних компаниях США и Канады. Участникам предлагалось описать свои чувства по отношению к текущему мессу работы. Кроме того, они должны были описать некое идеальное рабочее место, идеальный рабочий опыт. В исследовании использовалась интересная методика, способная отразить сильные эмоции, испытываемые отвечающими, – методика резонанса. Исследование было организовано таким образом, чтобы подталкивать респондентов давать спонтанные эмоциональные ответы на вопросы, касающиеся их рабочего опыта. В результате исследование подтвердило, что основными причинами недовольства работников компанией-работодателем являются следующие:

Чрезмерная рабочая нагрузка

Сомнения относительно способности руководителей правильно управлять компанией, обеспечить её процветание.

Сильная обеспокоенность будущим, в частности – перспективами, связанными с постоянной занятостью, уровнем дохода, пенсионной политикой компании (американские компании, как правило, разрабатывают и используют собственные пенсионные схемы. — Прим. переводчика)

Нехватка интересных рабочих задач. При этом скука усиливает часто уже существующее недовольство чрезмерно большим объёмом работы.

Отсутствие в компании политики признания заслуг работников, либо неясность существующей системы признания, независимость поощрения от реального вклада работников и прилагаемых ими усилий. Сюда же можно отнести раздражение работников тем, что получаемая ими оплата никак не связана с их результатами труда.

Помимо этих универсальных причин, есть ещё и «универсальные ситуации», которые часто приводят к всплеску негатива. Но знание причин недовольства позволяет вам предпринять действия, которые его предотвратят или устранят. Вот несколько примеров таких сложных ситуаций:

Если кто-то из работников уходит, и вы разделяете его обязанности между несколькими оставшимися работниками, это приведёт к всплеску недовольства со стороны оставшихся, — если только вы не покажете им «свет в конце туннеля»: обрисуете дату ожидаемого выхода на работу нового работника взамен прежнего.

Компании, переживающие трудные времена, неминуемо столкнутся с недовольством внутри компании. Работники будут беспокоиться как по поводу управления компанией, которое привело к печальным результатам, так и по поводу своего будущего, — стоит ли по-прежнему связывать его с этим работодателем. Работники, чувствующие себя незащищёнными, внутреннее готовятся к неблагоприятному развитию событий. Как только минует период финансовых неурядиц, руководству компании придётся серьёзно поработать, чтобы вернуть доверие сотрудников на прежний уровень.

Сотрудник, который рассчитывал получить продвижение в компании, но так и не получил его, может испытывать крайне негативные чувства к компании, особенно если возможности продвижения в этой организации ограничены. Вам следует серьёзно задуматься, насколько ваша система продвижения справедлива, и удостовериться, что сотрудники чётко представляют, что именно они должны делать, чтобы получить такую возможность.

Работникам необходимо признание компанией их успехов. Кроме того, если работник вносит действительно большой вклад в развитие компании, обычно он рассчитывает на повышение зарплаты. Если работники уверены, что сотрудники, добившиеся прибавки зарплаты, на самом деле её не заслужили, то это – повод для чрезвычайного недовольства, особенно, если зарплата недовольных – ниже их ожиданий.

Конечно, это – лишь краткая характеристика основных причин недовольства сотрудников и типичных ситуаций, провоцирующих всплеск негативного отношения. Однако, если вы можете устранить эти пять главных причин, это будет означать, что вы проделали большой путь на пути построения позитивной, с%E

Источник:http://www.hr-journal.ru/articles/mp/mp_645.html