ООН: устав, цели, принципы, членство и юр природа актов

Устав ООН. Основные положения Устава были выработа­ны на конференции представителей СССР, США, Вели­кобритании, а также Китая, состоявшейся в августе—октябре 1944 г. в Вашингтоне, в старинной городской усадьбе Думбартон-Окс. Здесь были определены название Организации, струк­тура ее Устава, цели и принципы, вопросы правового положе­ния органов и т. д. Но некоторые важные вопросы (о первона­чальных членах Организации, о процедуре голосования в Сове­те Безопасности) были урегулированы позднее на Крымской конференции руководителей трех держав. Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (апрель—июнь 1945 г.) с участием представи­телей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и .Китай выступали как приглашающие державы.

Торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 г. Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной проце­дурой. Ратификационные грамоты сдавались на хранение Пра­вительству США, выполнявшему функцию депозитария. Пре­дусматривалось, что Устав вступит в силу после сдачи на хра­нение ратификационных грамот Советским Союзом, Соединен­ными Штатами Америки, Великобританией, Китаем и Франци­ей, т. е. государствами, получившими статус постоянных членов Совета Безопасности, и большинством других государств, под­писавших Устав. Таким днем явилось 24 октября 1945 г. Дата вступления в силу Устава ООН считается днем учреждения Организации Объединенных Наций и отмечается ежегодно как День Объединенных Наций.

10 января 1946 г. в Лондоне, в Вестминстерском дворце, открылась первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, а спус­тя неделю там же собрался на первое заседание Совет Безопас­ности ООН. 1 февраля был избран первый Генеральный секре­тарь ООН, им стал Трюгве Ли (Норвегия). В последующем дея­тельность главных органов Организации (кроме Международ­ного Суда) проводилась преимущественно в ее штаб-квартире в Нью-Йорке.

Устав Организации Объединенных Наций состоит из пре­амбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы опреде­ляют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, в гл. IV—VII говорится о правовом положении и деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, в гл. XV — о Секретариате ООН). В Уставе име­ются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудниче­ству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст. 108) и пере­смотр Устава (ст. 109). Поправки, т. е. изменения отдельных по­ложений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их рати­фикации двумя третями членов Организации, включая всех по­стоянных членов Совета Безопасности. Следовательно, без со­гласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы. Вместе с тем всту­пившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответст­вующий документ. Генеральная Ассамблея принимала поправ­ки к отдельным статьям Устава на XVIII, XX и XXVI сессиях в 1963, 1965 и 1971 гг. Все эти поправки связаны с расширением состава двух органов ООН: Совета Безопасности и Экономиче­ского и Социального Совета (ст. 23, 27, 61 и 109, причем ст. 61 изменялась дважды).

Для пересмотра Устава требуется созыв Генеральной кон­ференции членов Организации, что допускается только по ре­шению или при согласии двух третей членов Генеральной Ас­самблеи и девяти (из пятнадцати) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конфе­ренцией (двумя третями участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организа­ции, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обуслов­лено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопас­ности.

Стабильность Устава как основополагающего документа ООН ни в коей мере не означает неизменности правового положения и функций Организации. Напротив, по мере прогрессив­ного развития международных отношений и международного права, усиления универсального характера ООН и демократических тенденций в ее деятельности происходит постоянное обогащение ее структуры, компетенции и форм функциониро­вания ее органов. Но такое обогащение базируется на нормах Устава, на неукоснительном соблюдении его целей и прин­ципов.

Цели и принципы ООН. В соответствии со ст. 1 Устава Организация Объединенных Наций преследует следующие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для пре­дотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мир­ными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение междуна­родных споров или ситуаций, которые могут привести к нару­шению мира; 2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и само­определения народов, а также принимать другие соответствую­щие меры для укрепления всеобщего мира; 3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гумани­тарного характера и в поощрении и развитии уважения к пра­вам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования дей­ствий наций в достижении этих общих целей.

Согласно ст. 2 Устава для достижения указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следую­щими принципами: 1) суверенное равенство всех членов Орга­низации; 2) добросовестное выполнение принятых на себя обя­зательств; 3) разрешение международных споров мирными сред­ства таким образом, чтобы не подвергать угрозе международ­ный мир и безопасность; 4) воздержание в международных от­ношениях от угрозы силой или ее применения как против тер­риториальной неприкосновенности или политической незави­симости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; 5) оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех предпринимаемых ею в соответст­вии с Уставом действиях; 6) обеспечение того, чтобы государст­ва, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава; 7) невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Важнейшее значение для оценки юридической природы ООН как организации межгосударственного сотрудничества и как субъекта международного права имеет принцип суверен­ного равенства ее членов.

Организация Объединенных Наций, выполняя свои функ­ции, вступает через соответствующие органы в определенные правоотношения с государствами-членами, а при известных обстоятельствах и с другими государствами, не являющимися членами ООН, а также международными организациями.

Членство в Организации. Членами Организации Объеди­ненных Наций являются суверенные государства. По процеду­ре оформления членства в Организации различаются первона­чальные и вновь принятые члены.

Первоначальными членами считаются те государства, ко­торые принимали участие в учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.

Порядок приема новых членов о Организацию определен в ст. 4 Устава ООН, а также правилами процедуры Генеральной Ассамблеи и правилами процедуры Совета Безопасности.

Согласно ст. 4 Устава, прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

В соответствии с правилами процедуры государство, же­лающее стать членом ООН, подает заявление Генеральному секретарю ООН.

Прием производится постановлением Генеральной Ассамб­леи по рекомендации Совета Безопасности. Первоначально за­явление рассматривается учрежденным при Совете Безопасно­сти комитетом по приему новых членов, который представляет Совету доклад со своими выводами. Рекомендация Совета Безо­пасности о приеме считается действительной, если за нее про­голосовали не менее девяти членов Совета, включая всех по­стоянных членов. На сессии Генеральной Ассамблеи решение о приеме выносится большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

По данным на 1 декабря 1997 г. членами ООН являются 185 государств.

Вопрос о членстве новых государств, являвшихся союзны­ми республиками в составе СССР, был решен следующим обра­зом. При создании Содружества Независимых Государств была достигнута общая договоренность о поддержке России в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности. На этом основании 24 декабря 1991 г. Президент России направил Генеральному сек­ретарю ООН послание с информацией о том, что членство Сою­за ССР в ООН продолжается Российской Федерацией, и с прось­бой вместо названия Союз Советских Социалистических Рес­публик использовать наименование Российская Федерация, признав полномочия соответствующих представителей. Как было заявлено, РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН.

Остальные государства — бывшие республики в составе СССР — оформляли свое членство в ООН путем подачи заяв­лений о приеме согласно ст. 4 Устава. Такой порядок не распро­странялся на Украину и Республику Беларусь, являвшихся первоначальными членами ООН.

Государства — члены ООН имеют при Организации свои постоянные представительства.

Исключение государства из ООН, согласно Уставу, может быть произведено за систематическое нарушение принципов, содержащихся в Уставе. Решение об этом принимается Гене­ральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Возможность выхода государства из Организации не предусмот­рена, но как бы презюмируется, поскольку ООН — это добро­вольное объединение суверенных государств.

Наряду с членством в ООН сложился статус постоянных наблюдателей ряда государств, не являющихся членами ООН.

Источник:http://studopedia.ru/4_160833_oon-ustav-tseli-printsipi-chlenstvo-i-yur-priroda-aktov.html