О нравственном развитии ребёнка

Всестороннее развитие ребёнка подразумевает физическое, интеллектуальное, социальное и нравственное развитие. Нравственность – порождение человеческого общества. В животном мире феномен нравственности не обнаружен. Под нравственностью понимаются внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами.

Важно отличать нравственность и мораль. Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Таким образом, мораль – общественное явление, мало зависящее от отдельного человека. В то время как нравственность феномен индивидуальный. Выражением нравственности человека является совесть.

Каким образом происходит становление нравственности ребёнка?

Швейцарский психолог Ж. Пиаже полагал, что понимание моральных норм у детей напрямую связано с уровнем умственного развития. Он выделил две стадии нравственного развития ребёнка. Основное различие между этими стадиями состоит в том, на что ориентируется ребёнок в своих суждениях в случае оценки ситуации. Первую стадию Ж. Пиаже назвал стадией «морального принуждения». На этой стадии ребёнок ориентируется в первую очередь на авторитет взрослого, когда определяет, что хорошо, а что – плохо. Так как для этой стадии характерен эгоцентризм (неумение посмотреть на ситуацию со стороны другого человека), то ребёнок, оценивая ситуацию, не может размышлять о мотивах другого человека. Нравственные суждения ребёнка полностью зависят от мнения взрослого. На второй стадии, которую Ж. Пиаже назвал «мораль кооперации», ребёнок уже может посмотреть на ситуацию со стороны другого человека (преодоление эгоцентризма), может понять мотивы другого человека и учитывает их, оценивая поступок.

Например, классической является такая задача, которая позволяет увидеть, на какой стадии развития находится ребёнок. Вася мыл посуду и разбил шесть чашек. Пете запретили брать конфеты из шкафа, но он всё-таки нарушил запрет, достал их и разбил одну чашку. Кто из ребят поступил хуже? Ребёнок, находящийся на первой стадии ответит, что Вася поступил хуже. Он оценивает поступок по последствиям. Для ребёнка на стадии «морального принуждения» ключевым является количество разбитых чашек. Ребёнок, который перешёл на стадию «морали кооперации», будет судить по мотивам и, конечно, ответит, что хуже поступил Петя. По мнению Ж. Пиаже, ребёнок переходит на вторую стадию примерно в старшем дошкольном возрасте.

Для того, чтобы оценить ситуацию с учётом мотивов поступка, ребёнок должен обладать определенным уровнем развития мышления. В раннем возрасте ребёнок только впитывает «что такое хорошо, а что такое плохо», исходя из того, что считают хорошим или плохим его родители. На стадии «морального принуждения» ребёнок ещё не делает самостоятельных выводов в силу неразвитости мышления. Он знает, что разбивать чашки плохо. Следовательно, тот, кто разбил больше чашек, поступил, по мнению ребёнка, хуже. Знание того, что хорошо и что плохо – это усвоение морали, которая существует в обществе. Но в этом случае мы ещё не можем говорить о нравственности ребёнка. Нравственность проявляется тогда, когда ребёнок делает самостоятельное умозаключение, основываясь на моральных нормах и правилах. Постепенно, с развитием мышления, ребёнок начинает делать выводы относительно того, что происходит вокруг. В том числе он начинает размышлять и о поступках людей, об их мотивах, о следствиях этих поступков.

Итак, что же самое основное при развитии нравственности ребёнка? Самое главное – это его умение размышлять, делать собственные умозаключения о допустимости или недопустимости каких-либо поступков.

Источник:http://mchildren.ru/o-nravstvennom-razvitii-rebyonka/