Итоговое собеседование по русскому языку: порядок проведения и критерии оценивания

обратились к специалисту, проводившему недавно апробацию. О своем опыте рассказала Марина Владимировна Парфирьева, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1 г. Новочеркасска, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ.

Материально-технические и кадровые ресурсы

Устное тестирование — глобальный проект, который объединяет в себе разные технические компоненты и требует тщательной подготовки. Для собеседования необходимо обустроить штаб, отделенный от основного учебного процесса. В штаб входят:

  • Помещение, в котором находятся компьютер (подключенный к интернету, с ПО «Результаты итогового собеседования») и принтер — то есть все то, что необходимо для получения и передачи по закрытым каналам связи экзаменационных материалов.
  • Аудитория (лучше несколько) для поведения экзамена. В каждом экзаменационном классе должны быть ноутбук, микрофон и часы.
  • Аудитория ожидания. Педагоги рекомендуют делать две аудитории ожидания, причем первая должна находиться не на одном этаже с экзаменационными классами.
  • Группа дежурных.

Кадровый состав:

  • Ответственный организатор — директор или заместитель директора.
  • Организатор вне аудитории — любой работник школы.
  • Технический специалист — учитель, владеющий навыками работы с компьютером.
  • Оценивающий эксперт — учитель русского языка и литературы (и никто иной!)
  • Экзаменатор-собеседник — педагог с хорошими коммуникативными навыками. Лучше, если девятиклассники уже привыкли с ним работать. Это может быть классный руководитель (если он не учитель русского), педагог-психолог, а также учитель, который преподает во всей параллели.

Хорошо, когда количество аудиторий для проведения собеседования равно количеству классов в параллели — но этот организационный момент зависит от того, сколько учителей русского языка и литературы работает в школе.

Материалы итогового собеседования приходят через веб-портал, используемый для доставки экзаменационного пакета, либо через личный кабинет школы на сайте ВПР, с помощью кода. Школа получает комплект с одним вариантом заданий, а также дополнительную форму оценки. В каждую аудиторию, где проходит собеседование, необходимо распечатать по два экземпляра комплекта: для экзаменатора-собеседника и для эксперта.

Обратим внимание на распечатку. Составители ВПР утверждают, что цветная печать не обязательна, однако цветность может повлиять на ответ ученика. Речь идет не об иллюстрации, сопровождающей текст для чтения, а о задании, где ученик составляет монолог по фотографии. На практике даже просто блеклые краски затрудняют работу: сложно определить время года, погоду. Поэтому, если есть возможность, стоит распечатать на цветном принтере хотя бы изображения к монологу.

Важно помнить, что условие проведения собеседования — поточная запись. Микрофоны включаются в 9 часов и выключаются только тогда, когда заканчивает ответ последний ученик. После запись сохраняется, архивируется и передается в РЦОИ через «облако» или флеш-накопитель. Для аудиозаписи можно использовать бесплатную программу, например, Audasity.

Последовательность действий

Получив представление о том, кем и в каких условиях и должно проводиться собеседование, рассмотрим организацию в день проведения экзамена.

Предварительная подготовка

Мероприятие начинается после 9 утра. Нужно учесть, что печать и прочая подготовка материалов занимает некоторое время.

Как совместить экзамен с учебным процессом — в разных школах этот вопрос решают по-разному. Можно встретить рекомендацию поочередно забирать учеников с уроков. Однако такое «выдергивание» сказывается негативно. Собеседование — это коммуникативная задача, школьником нужно настроиться на соответствующее общение, поэтому лучше уделить внимание подготовке в аудиториях ожидания.

Разделение по группам

Классы можно разделить на подгруппы, составом, например, по 5 человек из класса. Каждая группа подходит в первую (или единственную) аудиторию ожидания к определенному времени. Там находится список участников, в котором указан номер кабинета для сдачи экзамена или проставлена неявка. Если аудиторий ожидания две, дежурные постепенно проводят ребят во вторую, рядом с экзаменационными кабинетами. С определенной периодичностью в первую аудиторию ожидания подтягиваются следующие группы.

Целесообразно аудиторию подготовки снабдить иллюстрированными журналами, книгами или иной литературой, настраивающей учеников на предстоящие коммуникативные задачи.

Правильно будет распределить учеников по группам в зависимости от активности и успеваемости. Пусть наиболее коммуникабельные и уверенные в своих знаниях ученики идут первыми, за ними — хорошисты, а «слабые» ребята сдают последними. Некоторых педагогов смущает, что в собеседовании представлен всего один вариант заданий, и первые учащиеся, прошедшие экзамен, могут передать вопросы остальным. В этом нет ничего страшного. Собеседование проверяет умение общаться, владение речью и, если школьник не освоил это до экзамена, знание вопросов ему не поможет.

В экзаменационной комнате

Процесс собеседования четко регламентирован и ограничен по времени. На ответ одного ученика дается не более пятнадцати минут, за час пройти собеседование должны четыре ребенка. Желательно, чтобы ученик, который идет после экзаменуемого, уже ждал свой очереди на стуле рядом с дверью в кабинет.

Правила общения прописаны до мелочей. Войдя в кабинет, ученик должен назвать в микрофон фамилию, имя, отчество, класс, номер варианта работы. Экзаменатор-собеседник, выдавая карточку с заданием, обязан озвучить его номер, сами требования, количество времени на подготовку. Прежде чем приступить к ответу, ученик тоже называет номер задания. Педагогу очень важно отследить этот момент, поскольку задание засчитывается, только если школьник указал, что начинает отвечать, а это часто забывается. Экзаменатор может напомнить: «Объявите, пожалуйста, номер вашего задания».

Во время подготовки к пересказу ученик имеет право делать пометки на черновике, выстраивать план. Когда приходит время ответа, педагог объявляет: «Пересказ текста» и забирает текст, у школьника остается на руках карточка с цитатой, которую нужно использовать в своем пересказе. В задании, где сразу начинается живой диалог, учитель вначале говорит «Давайте с вами побеседуем», а после задает только те вопросы, которые есть в карточке. Подобные правила прописаны для каждого задания, поэтому педагогу-экзаменатору необходимо запомнить инструкции из спецификации.

Работа учителя-эксперта на собеседовании — оперативная и многозадачная. При ответе ученика нужно заполнять одновременно две формы:

  • протокол (индивидуальный для каждого участника), данные из которого потом попадут в Специализированную форму внесения результатов,
  • дополнительную схему оценивания.

Теоретически, эксперт может провести оценку после, на основе аудиозаписей. Однако результаты должны быть отправлены организаторам собеседования еще в день экзамена, поэтому на практике у эксперта нет времени заново прослушивать всех учеников. Аудиозапись можно использовать для перепроверки ответов отдельных школьников. Экспертам лучше расположиться за спиной экзаменуемого — так, чтобы ученик не видел процесс выставления оценок и не отвлекался на него.

Система оценки

По результатам собеседования школьник получает зачет или незачет.

Форма протокола содержит 19 критериев, по каждому из них выставляется 0 или 1 балл. Таким образом, за работу ученик может получить максимум 19 баллов. Минимум для зачета составляет 10 баллов. Критерии преимущественно разделены по заданиям. Например, в пересказе учитывается сохранение микротем, соблюдение фактологической точности, работа с высказыванием, способ цитирования. Если ученик сохранил в ответе все микротемы, он получает за это 1 балл, если нет — 0 баллов.

Иначе выглядит дополнительная схема оценивания. Таблица рассчитана на внесение информации по нескольким ученикам и разделена на две части: задания 1 и 2, задания 3 и 4. Первая часть содержит следующие критерии:

  • Чтение вслух — интонация и темп.
  • Пересказ текста — микротемы, фактические ошибки, уместность цитаты, ошибки при цитировании.
  • Грамотность речи в обоих заданиях — грамматические, орфоэпические и речевые ошибки, искажение слов.

Вторая часть собеседования оценивается аналогично:

  • Монолог — количество фраз по теме высказывания, соответствие речевой ситуации, смысловая цельность и логика.
  • Диалог — ответы на вопросы, соответствие речевой ситуации.
  • Грамотность речи в обоих заданиях — грамматические, орфоэпические и речевые ошибки, богатство речи.

По каждому критерию ученик получает 1 или 0 баллов.

Поскольку большинство элементов экзамена представлено в открытом доступе, учителя могут потренироваться с учениками в проведении собеседования. Как готовиться к выполнению заданий, описано в нашем материале: Устное собеседование в 9 классе: практика подготовки.

Дополнительная информация (примеры форм, фотографии рабочего места и схемы организации работы) содержится в презентации.

Источник:http://drofa-ventana.ru/material/sobesedovanie-po-russkomu-yazyku-2018-poryadok/