Итоговое собеседование по русскому языку. Варианты 1 – 5

Методический материал для подготовки обучающихся 9 класса к итоговому собеседованию по русскому языку.

Просмотр содержимого документа

«Итоговое собеседование по русскому языку. Варианты 1 – 5»

Итоговое собеседование. Вариант 1

Возможно, вам знаком человек, изображенный на фотографии. Это Юрий Владимирович Никулин – советский и российский актер, ведущий телепередач, артист цирка – Народный артист СССР.

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть две минуты на подготовку.

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года.

Актёрский талант Никулину достался от отца – в своё время Владимир Андреевич организовал передвижной театр революционного юмора, чтобы хоть как-то заработать на кусок хлеба. Он писал небольшие пьески, и крохотная группа (в которую входила и его супруга) воплощала написанное в жизнь.

В Москву Никулины перебрались в 1925 году, где у Владимира Андреевича появилось новое увлечение – цирк. Поскольку маленького Юру не с кем было оставлять, отец часто приводил его на работу. Мальчику ужасно понравились выступления, особенно клоуны. Он попросил маму сшить клоунский костюм.

Сразу после школы Никулина призвали в ряды Красной Армии. Юрий Владимирович прошёл всю Великую Отечественную, был ранен. По окончании войны он собрался поступать в театральный ВУЗ, но его не принимали. Тогда-то Никулин вспомнил о цирке и поступил на клоуна. Он попал в труппу знаменитого Карандаша, а первый номер написал для него отец. Вскоре цирк стал для артиста всем.

В качестве киноактёра Никулин дебютировал в 1958 году в фильме «Девушка с гитарой». Впоследствии он снялся почти в 40 картинах, многие из которых стали всенародной классикой. Цирковая карьера Никулина уходом с арены не закончилась – в 1984 году его назначили директором Московского цирка на Цветном бульваре. (194 слова)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова, которые сказал Станислав Ежи Лец (друг Ю.В. Никулина).

«Юрий Владимирович Никулин был хорошим клоуном, отличным артистом, прекрасным мужем, добрым отцом, нежным дедушкой (трех внуков), и останется он в нашей памяти замечательным другом. Люди видели в нем не просто клоуна, артиста, директора, анекдотчика, нет, они видели в нем честного и неравнодушного, доброго и отзывчивого, искреннего и мягкого, душевного человека. А нам всем так этого не хватает».

Подумайте, где лучше использовать цитату в пересказе. Вы можете применять любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы. Составьте высказывание не менее чем из 10 фраз. Ваше высказывание должно быть связным, последовательным. Постарайтесь избегать логических, грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Не забудьте, что Вам необходимо дать ответы на все вопросы.

Тема 1. Увлечение, хобби (на основе описания фотографии).

Тема 2. Памятный поход в цирк, кино, театр (повествование на основе жизненного опыта)

Тема 3. У каждого ли человека есть любимое увлечение, хобби? (на основе рассуждения)

Задание 4. Диалог.

Вступите в диалог с экзаменатором, во время диалога Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы.

Тема 1. Описание фотографии. Увлечение, хобби

Не забудьте описать:

– Что привлекло автора фотографии в снимаемом сюжете.

– Время и место происходящего события.

– Присутствующих людей на фотографии, их позы и выражения лиц.

– Общий план и центральное место экспозиции.

– Цвет и свет изображения.

Тема 2. Повествование на основе жизненного опыта. Памятный поход в цирк, кино, театр.

Не забудьте рассказать:

– Куда, когда и с кем Вы ходили в цирк, кино, театр.

– Благодаря чему или кому Вы сделали выбор пойти в цирк, кино, театр.

– В чем заключалась подготовка к тому, что Вы пойдете в цирк, кино, театр.

– Почему или чем Вам запомнился именно этот поход в цирк, кино, театр.

Тема 3. Рассуждение по поставленному вопросу.

У каждого ли человека есть любимое увлечение, хобби?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

– Что такое хобби?

– Какими бывают увлечения человека?

– Что значит хобби или увлечение в жизни человека?

– Важно ли иметь увлечение каждому человеку?

Тема 1. Увлечение, хобби.

– Может ли хобби перерасти в дело жизни? В каком случае – да? Или почему нет?

– Увлечение фотографией может выйти из моды? Почему Вы так считаете?

– Что привлекает людей в фотографировании?

– Каково Ваше отношение к этому занятию?

Тема 2. Памятный поход в цирк, кино, театр.

– Как Вы думаете, что вызывает интерес людей в походах в цирк, кино, театр?

– Почему несколько лет назад наблюдался спад интереса людей к искусству театра и кино?

– Как Вы думаете, цирк интересен только маленьким зрителям? Почему Вы так считаете?

– Что, по вашему мнению, заставляет людей выбрать профессию актера театра, кино, цирка?

Тема 3. У каждого ли человека есть любимое увлечение, хобби?

– Есть ли у Вас любимое занятие?

– Как можно охарактеризовать занятие, которое Вы могли бы назвать своим увлечением или хобби?

-Чем отличается жизнь человека увлеченного чем-либо от жизни человека без любимого занятия?

– Как изменится жизнь человека, если вдруг у него пропадет возможность заниматься своим любимым делом?

Итоговое собеседование. Вариант 2

Возможно, вам знаком человек, изображенный на фотографии. Это Василий Иванович Суриков – великий русский художник

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть две минуты на подготовку.

Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. Никто не знает, что такое талант и где его искать в человеке, известно лишь, что у одного он есть, а у другого нет. Талант Сурикова начал проявляться еще в предыдущем поколении. Отец неплохо пел, дядя художника — Хозяинов — писал маслом. Другие его дядья тоже рисовали. Мать Сурикова, хотя и была неграмотной женщиной, прекрасно плела кружева, вышивала бисером целые картины.

Талант Сурикова был как данность. Он был принят в виде таинственной эстафеты. Теперь дело было за другими, внешними факторами, чтобы талант не ушел в другие поколения или не погиб, едва появившись. Николай Васильевич Гребнев, скромный провинциальный учитель рисования, заметил проклюнувшийся из красноярского быта росток таланта. Дальше было много кропотливой, порой изнуряющей работы.

Суриков вспоминал об учителе: «Он учил меня рисовать. Чуть не плакал надо мной. Рассказывал мне о Брюллове, Айвазовском, как тот море пишет, как формы облаков знает. Гребнев брал меня с собой, акварельными красками заставлял сверху холма город рисовать. Мне тогда одиннадцать лет было. Я очень красоту композиции любил. А потом и в природе ее видеть начал». Долгие годы Василий Иванович выполнял задания своего педагога. На поездке в Академию художеств настаивал все тот же Николай Васильевич Гребнев, который, наверное, почувствовал, что теперь он вправе сказать, что прожил на земле не зря.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова, которые сказал о таланте один из величайших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист – Вольтер.

«Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу».

Подумайте, где лучше использовать цитату в пересказе. Вы можете применять любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы. Составьте высказывание не менее чем из 10 фраз. Ваше высказывание должно быть связным, последовательным. Постарайтесь избегать логических, грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Не забудьте, что Вам необходимо дать ответы на все вопросы.

Тема 1. Развлечения, игра (на основе описание фотографии).

Тема 2. Памятный день в школе (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. Важно ли человеку быть красивым? (на основе рассуждения)

Задание 4. Диалог.

Вступите в диалог с экзаменатором, во время диалога Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы.

Тема 1. Описание фотографии. Развлечения, игра

Не забудьте описать:

– Что привлекло автора фотографии в снимаемом сюжете.

– Время и место происходящего события.

– Присутствующих людей на фотографии и их позы и выражения лиц.

– Общий план и центральное место экспозиции.

– Цвет и свет изображения.

Тема 2. Повествование на основе жизненного опыта. Памятный день в школе.

Не забудьте рассказать:

– Время событий памятного дня. Как начинался именно этот день.

– С какими событиями и людьми связан этот день.

– Можно ли назвать этот день особенным, в чем заключалась его особенность.

– С какими чувствами Вы вспоминаете события памятного дня?

Тема 3. Рассуждение по поставленному вопросу.

Важно ли человеку быть красивым?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

– Однозначно ли понятие красоты?

– Можно ли назвать каждого человека красивым?

– Каково Ваше представление о красоте?

– Важно ли для Вас, чтобы о Вас говорили как о красивом человеке?

Тема 1. Развлечения, игра

– Помните ли вы детские игры? Если да, то почему память сохранила их?

– Меняются ли игры и развлечения в обществе с течением времени?

– Почему в России стали так популярны развлечения в больших центрах?

– Беззаботное времяпрепровождение характерно только для детей?

– Какие развлечения предпочитаете Вы и почему именно их?

Тема 2. Памятный день в школе

– Можно ли назвать Вашу жизнь в школе интересной и почему?

– От кого или от чего зависит интересная жизнь в школе и почему именно от них?

– Что может сделать пребывание в школе более увлекательным?

– Какие моменты, по-вашему, запоминаются учителям?

Тема 3. Важно ли человеку быть красивым?

– Чем отличается внешняя красота от внутренней?

– Что важнее, по-вашему, быть красивым внешне или внутренне? Почему?

– Что поможет понять и оценить внутреннюю красоту человека?

– Каких людей Вам хотелось бы видеть больше в своем окружении: красивых внешне или внутренне?

– Может ли быть красивым лицо человека, прожившего трудную жизнь, перенесшего много горя и страданий?

Итоговое собеседование. Вариант 3

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Елизавета Петровна Глинка (1962 – 2016) – русский писатель, российский общественный деятель и правозащитник, врач.

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть две минуты на подготовку.

Елизавета Петровна Глинка родилась 20 февраля 1962 года в Москве в семье военного и врача. Елизавета Глинка окончила Медицинский институт имени Пирогова по специальности «детский реаниматолог-анестезиолог». Во время учебы работала в реанимационном отделении одной из московских клиник. Затем вместе с мужем эмигрировала в США, где по инициативе мужа начала работать в хосписе и, по собственным словам, была потрясена человеческим отношением к безнадежным больным в этих учреждениях. Там же получила второе медицинское образование.

В 2007 году Глинка перебралась в Москву и основала благотворительный фонд «Справедливая помощь», став его исполнительным директором. Организация занималась помощью малообеспеченным больным и другим, социально незащищенным категориям населения, в том числе бездомным. Каждую неделю, по средам волонтеры выезжали на Павелецкий вокзал, где раздавали еду, одежду и лекарства, а также оказывали им медицинскую помощь.

В августе 2010 года фонд доктора Лизы организовал сбор помощи пострадавшим от лесных пожаров, охвативших различные регионы страны. Эта благотворительная кампания, как отмечали СМИ, принесла Глинке всероссийскую известность. В июле 2012 года Глинка и ее фонд организовали сбор вещей для пострадавших от разрушительного наводнения в Крымске.

Жизнь Лизаветы Петровны оборвалась внезапно: 25 декабря 2016 года Глинка погибла в катастрофе Ту-154 под Сочи. Она сопровождала в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя в Лата´кии.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова друзей Елизаветы Глинки.

«Годами, изо дня в день, добровольно занимаясь тяжелой, грязной, непосильной для большинства людей работой, сталкиваясь с неприятием и даже ненавистью, не сдаваясь в самых безнадежных обстоятельствах, Лиза завоевывала сердца миллионов».

Подумайте, где лучше использовать цитату в пересказе. Вы можете применять любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы. Составьте высказывание не менее чем из 10 фраз. Ваше высказывание должно быть связным, последовательным. Постарайтесь избегать логических, грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Не забудьте, что Вам необходимо дать ответы на все вопросы.

Тема 1. Домашние дела, помощь родителям (на основе описания фотографии).

Тема 2. Как проходит День Победы в городе, в котором Вы живете? (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. Нужны ли России образованные люди? (на основе рассуждения)

Задание 4. Диалог.

Вступите в диалог с экзаменатором, во время диалога Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы.

Тема 1. Описание фотографии. Домашние дела, помощь родителям

Не забудьте описать:

– Что привлекло автора фотографии в снимаемом сюжете.

– Время и место происходящего события.

– Присутствующих людей на фотографии, их позы и выражения лиц.

– Общий план и центральное место экспозиции.

– Цвет и свет изображения.

Тема 2. Повествование на основе жизненного опыта. Как проходит День Победы в городе, в котором Вы живете?

Не забудьте рассказать:

– Как город готовится к празднованию Дня Победы?

– Какие мероприятия проводятся в городе? Какие из них Вам особенно нравятся?

– Какая атмосфера царит в городе 9 Мая?

– Видели ли Вы ветеранов в этот день? Как они выглядят и что делают?

– Принимаете ли Вы участие в каких-либо мероприятиях и почему?

Тема 3. Рассуждение по поставленному вопросу. Нужны ли России образованные люди?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

– Каких людей можно назвать образованными?

– Является ли наличие диплома гарантией того, что человек образован?

– Какая перспектива ждет образованных людей?

– Как зависит жизнь нашего общества, России от образованности населения?

Тема 1. Домашние дела, помощь родителям

– Какие домашние обязанности у Вас есть и с какими чувствами чаще всего Вы их выполняете?

– Считаете ли Вы необходимым приучать детей к домашним делам и почему? Если да, то с какого возраста и почему

– Считаете ли Вы, что домашние дела – это только женская обязанность? Почему?

– Что, по вашему мнению, может превратить домашние дела в увлекательное занятие?

Тема 2. Как проходит День Победы в городе, в котором Вы живете?

– Видели ли Вы церемонию возложения цветов к памятникам погибшим в войне или Вечному огню? Какие чувства испытывают люди при этом?

– В чем важность проводимых мероприятий в городе?

– Есть ли необходимость в привлечении ветеранов войны к проведению праздничных мероприятий? Почему?

– Согласны ли Вы с мнением, что ветераном не хватает нашего внимания, которое мы с удовольствием демонстрируем 9 Мая? Что можно сделать для того, чтобы ветераны чувствовали нашу заботу и благодарность как можно чаще?

Тема 3. Нужны ли России образованные люди?

– В каком возрасте следует задуматься о предстоящем выборе профессии и почему? Что должно быть главным, определяющим в выборе профессии?

– Какую дорогу в плане образования Вы для себя выбрали? Чем она для Вас интересна?

– Обязательно ли получить высшее образование, чтобы быть образованным человеком?

– Почему развитие образования в России всегда было и будет одним из приоритетных направлений.

Итоговое собеседование. Вариант № 4

Возможно, вам знаком человек, изображенный на фотографии. Это Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008) – известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель, член Российской АН, диссидент. Нобелевский лауреат, автор известной рукописи «Архипелаг ГУЛАГ».

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть две минуты на подготовку.

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске в семье крестьянина и казачки. Бедствующая семья Александра переехала в Ростов-на-Дону, там будущий писатель обучался в местной школе и создал свои первые эссе и стихотворения. В 1941 году писатель окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году, Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за войны не смог его окончить.

За военные заслуги Александр Исаевич был награжден двумя почетными орденами, получил звание старшего лейтенанта, а затем капитана. Все это время Солженицын не прекращал писать, вел дневник.

Александр Исаевич критически относился к политике государственной власти, в своих письмах к друзьям и литературных трудах осуждал действующие порядки в стране. В его биографии есть факты, связанные с арестами, осуждением на вечную ссылку по 58-й статье. Его творчество запрещали издавать. Разрешение вернуться на родину действовало недолго. Самые знаменитые произведения выходят сначала в печати за рубежом, писатель был удостоен Нобелевской премии после публикации первого тома «Архипелага ГУЛАГ», в 1974 году Солженицын арестован и выслан в ФРГ.

Только В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве с последующим прекращением уголовного дела, в декабре того же года удостоен Государственной премии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ». Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года в своём доме.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова, которые сказал Варлам Тихонович Шаламов.

«Повесть — как стихи,— в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал».

Подумайте, где лучше использовать цитату в пересказе. Вы можете применять любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы. Составьте высказывание не менее чем из 10 фраз. Ваше высказывание должно быть связным, последовательным. Постарайтесь избегать логических, грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Не забудьте, что Вам необходимо дать ответы на все вопросы.

Тема 1. Милосердие, помощь (на основе описания фотографии).

Тема 2. Воскресный день в моей семь (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. Что значит быть верным другом? (на основе рассуждения)

Задание 4. Диалог.

Вступите в диалог с экзаменатором, во время диалога Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы.

Тема 1. Описание фотографии. Милосердие, помощь

Не забудьте описать:

– Что привлекло автора фотографии в снимаемом сюжете.

– Время и место происходящего события.

– Присутствующих людей на фотографии, их позы и выражения лиц.

– Общий план и центральное место экспозиции.

– Цвет и свет изображения.

Тема 2. Повествование на основе жизненного опыта. Воскресный день в моей семье.

Не забудьте рассказать:

– С чего начинается обычный воскресный день у Вас дома?

– Чем занимаются в воскресенье члены Вашей семьи?

– Есть ли у Вас в семье какие-либо традиции воскресенья.

– Как проходит вечер и чем обычно заканчивается воскресный день.

Тема 3. Рассуждение по поставленному вопросу. Что значит быть верным другом?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

– Какого человека можно назвать другом?

– Является ли в дружбе обязательным качество верности? Почему Вы так считаете?

– Можно ли оставаться верным другом в случае, если встречаться не удается часто? Почему Вы так считаете?

– Можете ли Вы про себя сказать, что являетесь верным другом и почему?

Тема 1. Милосердие, помощь

– Что такое, по-вашему, милосердие?

– В каких случаях проявляется качество милосердие?

– Встречались ли Вы в жизни с ситуацией, когда нужно было проявить милосердие по отношению к кому-либо или оказать помощь?

– Важно ли проявлять милосердие? Что в нашей жизни зависит от проявления милосердия?

Тема 2. Воскресный день в моей семье.

– Че отличается воскресный день от остальных и почему?

– Любите ли Вы воскресный день и почему?

– Какое воскресенье можно считать удачным?

– В каком случае можно сказать, что воскресенье Вы провели с пользой для себя?

Тема 3. Что значит быть верным другом?

– Может ли быть друзей много?

– Есть ли у Вас верный друг? Если есть – почему Вы считаете, что он Вам верен? Если нет – хотите ли Вы чтобы он появился и почему?

– Считаете ли вы, что друзей настоящих, верных можно приобрести только в детстве или юности и почему?

– Согласны ли Вы с мнением Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», что «в дружбе всегда один раб другого»? Почему?

Итоговое собеседование. Вариант 5

Задание 1. Чтение вслух.

Возможно, вам знаком человек, изображенный на фотографии. Это Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть две минуты на подготовку.

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер. Грамоте и чтению Ломоносов обучился еще в детстве. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, иностранные языки и литературу. Однако остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину и вскоре становится профессором химии. Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, история, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велик. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова, которые сказал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, ибо он все испытал и все проник».

Подумайте, где лучше использовать цитату в пересказе. Вы можете применять любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы. Составьте высказывание не менее чем из 10 фраз. Ваше высказывание должно быть связным, последовательным. Постарайтесь избегать логических, грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Не забудьте, что Вам необходимо дать ответы на все вопросы.

Тема 1. Любовь к животным (на основе описания фотографии).

Тема 2. Что удивительного можно увидеть в лесу? (повествование на основе жизненного опыта)

Тема 3. Можно ли стать талантливым человеком? (на основе рассуждения)

Задание 4. Диалог.

Вступите в диалог с экзаменатором, во время диалога Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы.

Тема 1. Описание фотографии. Любовь к животным.

Не забудьте описать:

– Что привлекло автора фотографии в снимаемом сюжете.

– Время и место происходящего события.

– Присутствующих людей на фотографии, их позы и выражения лиц.

– Общий план и центральное место экспозиции.

– Цвет и свет изображения.

Тема 2. Повествование на основе жизненного опыта. Что удивительного можно увидеть в лесу?

Не забудьте рассказать:

– Были ли вы когда-нибудь в лесу? Когда, с кем и с какой целью Вы ходили в лес?

– Что необходимо взять с собой в лес любому человеку?

– В чем заключалась подготовка к походу в лес?

– Какой лес Вам нравится больше и почему: зимний, летний, осенний или весенний?

– Почему или чем Вам запомнился поход в лес? Что в лесу может удивить человека?

– Как и где человек, живущий в городе и не имеющий возможности выехать в лес, может пообщаться с живой природой?

Тема 3. Рассуждение по поставленному вопросу.

Можно ли стать талантливым человеком?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

– Что такое талант?

– В каких областях может проявляться талант человека?

– Можно ли загубить или развить талант?

– Согласны ли Вы с мнением, что талант – это дар свыше? Можно открыть или приобрести талант в зрелые годы?

– Как изменяют жизнь человека домашние животные?

– Как Вы относитесь к тому, что существует мода на содержание в домашних условиях экзотических животных, часто диких?

– Должен ли человек как-либо подготовиться к появлению животного в доме? Почему?

– Расскажите о своем домашнем животном или о том, кого вы хотели бы завести?

– Какие бы правила поведения в лесу Вы посоветовали обязательно выполнять и почему?

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

О каких зверях говорит Е. Евтушенко?

– Может ли Лес, природа сделать человека лучше, чище, добрее?

– Почему в сказках слово «лес» употребляется с эпитетом «дремучий» (непроходимый, темный, глухой, густой,)?

– Существуют ли бесполезные таланты?

– Есть ли у Вас талант (скрытый или явный)? Если есть, как Вы его обнаружили и как Вы его можете охарактеризовать? Если нет, хотели бы Вы иметь дар и почему, если да, то какой?

-Чем отличается жизнь человека талантливого от жизни человека без особого дарования?

– Как Вы относитесь к тому, что талант продается?

Источник:http://multiurok.ru/files/itoghovoie-sobiesiedovaniie-po-russkomu-iazyku-var.html