Вопрос №4. Принципы и источники предпринимательского права

Принципы предпринимательского права — это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. В качестве основных принципов предпринимательского права могут быть названы следующие:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, в силу ст. 34 Конституции РФ: Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности. Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов. Следует отметить, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.

2. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты. Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной (государственной и муниципальной) собственности. Заметим, что имущество, находившееся в личной собственности граждан СССР, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в. Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ.

3. Принцип единого экономического пространства, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

4. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип также нашел закрепление в Конституции РФ, в соответствии со ст. 34 которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа — необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления и монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические. Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства в качестве принципиального положения, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы комплексной отрасли предпринимательского права, сочетающей в себе частноправовые и публично-правовые начала.

6. Принцип законности является общеотраслевым, и воплощение его в жизнь — основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка. Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.

Завершая рассмотрение вопроса о принципах предпринимательского права, отметим, что в научной и учебной литературе называются и иные, не рассмотренные в настоящем учебнике принципы. Так, В.В. Лаптев относит к числу принципов предпринимательского права принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Как представляется, цель получения прибыли не может быть положена в основу формирования отрасли предпринимательского права и предпринимательского законодательства, а относится к признакам самой предпринимательской деятельности. В этой ипостаси — получения прибыли как цели предпринимательской деятельности — данное понятие и было нами рассмотрено.

Источники предпринимательского права:

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ.Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Конституции закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

2. Далее следует назвать Кодексы: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, КоАП, Уголовный. В частности, ГК содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами договоров – все это представлено в ГК. В УК и КоАП предусмотрена ответственность за незаконное предпринимательство.

3. Помимо кодексов ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют иные федеральные законы, классификация которых может быть изложена следующим образом:

-законы, регулирующие общее состояние рынка – ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

-законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке – ФЗ «Об АО», ФЗ «Об ООО», ФЗ «О производственных кооперативах»;

-законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности – ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

-законы, устанавливающее правовое положение субъектов, занимающихся каких-либо видом предпринимательства – ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле»;

-законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности — ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О техническом регулировании».

4. Подзаконные нормативные акты:указы Президента, Постановления Правительства, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, например, Минэкономразвития, Федеральная Антимонопольная Служба.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного совета РФ.Например, постановление Верховного Совета «О разграничении государственной собственности…».

6. Нормативные правовые акты СССРтакже продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству РФ. Так, применяется с учетом многочисленных изменений единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утвержденная письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.

7. В систему источников предпринимательского права входят и акты субъектов РФ. Закон Воронежской области от 12.03.2008 N 4-ОЗ (ред. от 04.12.2012) О развитии малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.

8. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальным является приказ об учетной политике организации, о коммерческой тайне.

9. В систему источников предпринимательского права входят и обычаи делового оборота.Данные обычаи применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки ему. В основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках.

10. Составной частью правовой системы РФ выступают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, как двусторонние, так и многосторонние.

Между тем, источниками предпринимательского права не являются акты арбитражных судов, в частности постановления пленума Высшего арбитражного суда. Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников предпринимательского права.

Источник:http://megaobuchalka.ru/7/40823.html