Бережливая поликлиника – плюсы и минусы проекта

Забота о людях, благие намеренья власти и придуманная менеджерами реальная помощь медицине: бережливая поликлиника должна улучшить работу медицинских учреждений и обеспечить оптимальную доступность врачебной помощи для пациентов. Проект активно внедряется в медицинских учреждениях, поэтому можно оценить все плюсы и минусы перестройки первого этапа врачевания.

Попасть на прием к врачу быстро и просто

Бережливая поликлиника – что это такое

Проект «Бережливая поликлиника» возник на основе менеджмента в далекой от медицины крупной корпорации – вроде, принципы организации труда и логистики в коммерческой компании и медицинском учреждении однотипны, так почему бы не использовать методику в лечебно-диагностическом процессе. Цель проекта абсолютно благая и замечательная – значительное повышение доступности первичной медпомощи и облегчение работы врачей. Впору радостно подбрасывать одноразовые чепчики и с энтузиазмом браться за дело, но – большую часть проблем в медицине бережливая поликлиника никак не решает. Принцип 5С рационализирует работу, но в большинстве случаев это не оказывает положительного действия на ежедневный труд врача.

Предполагаемые положительные изменения

Далеко не всегда человек обращается в поликлинику за диагностикой и лечением – значительная часть работы первичного звена медицины направлена на профилактику, для которой не всегда нужен врач. Много врачебного времени теряется на околомедицинские процедуры и процессы, которые можно и нужно решать без участия квалифицированного специалиста силами административного звена медучреждения. Переход на компьютерную обработку медицинской информации и снижение бумажной нагрузки на врача являются важным фактором оптимизация труда. Бережливая поликлиника предполагает решение следующих задач:

  • оптимизация работы регистратуры с возможностью электронной записи к врачу;
  • перераспределение потока пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал (для профилактики не нужен врач);
  • значительное уменьшение ожидания больного человека в очереди;
  • уменьшение писанины у врача с увеличением времени на работу с пациентом;
  • устранение несвойственных врачу функций (запись на процедуры и исследования, решение организационных вопросов, согласования с начальством);
  • рационализация врачебного рабочего места (убрать все лишнее со стола, чтобы не мешать лечебно-диагностическому процессу).

Принципы работы врача, взятые из крупной японской коммерческой корпорации

Выполнив все задачи и обеспечив оптимизацию, бережливая поликлиника станет основой следующих положительных изменений:

  • значительное уменьшение временного интервала от момента прихода пациента в поликлинику до попадания к врачу;
  • уменьшение времени врачебного приема;
  • увеличение доступности за счет повышения количества принятых пациентов;
  • возможность для любого человека пройти диспансеризацию или профилактический осмотр без потери лишнего времени;
  • легкое решение любых околомедицинских проблем.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги – в реальности все не так просто и замечательно.

Отрицательные моменты

В проекте Бережливая поликлиника четко обозначено, какие проблемы здравоохранения не будут решаться:

  • отсутствие кадров;
  • низкие зарплаты медперсонала;
  • отсутствие уважения к медицинской помощи;
  • повышение компьютерной грамотности врачей;
  • взаимодействие с коммерческой медициной;
  • возрастные особенности и поведение пациентов.

Как можно увеличить доступность медицинской помощи при хронической нехватке врачей, медсестер и регистраторов в поликлиниках? Если нет доктора, то никто не сможет лечить больного человека. Неадекватная оплата труда является значимым фактором для дефицита врачебных кадров. Большая часть врачей в поликлиниках – это специалисты предпенсионного и пенсионного возраста, для которых работа с компьютером требует дополнительных усилий и временных потерь, а молодые владеющие компьютером кадры не спешат работать низкооплачиваемыми докторами в поликлинике. Страховая медицина не отменяет обязательное ведение бумажных амбулаторных карт, поэтому «офисная» работа врача удваивается – написать в карту и занести информацию в компьютер. Предвзятое и негативное отношение к медицине, сформированное средствами массовой информации, приводит к неуважению врачебного труда. Медицинская услуга и медицинская помощь – это разные понятия: первое должно оплачиваться, а второе предполагает бесплатность, так что же делает врач на приеме, оказывает услугу или избавляет от болезни?

Но бережливая поликлиника вовсе не предназначена для решения всех этих злободневных задач. Как и цифровая медицина, проект направлен в будущее, которое может никогда не наступить для огромного количества врачей и пациентов.

Источник:http://parashistay.ru/berezhlivaya-poliklinika-plyusy-i-minusy-proekta.html